Электромобильный спад

Продажи электромобилей в России продолжают обваливаться

Электромобильный спад
Фото: ИнфоТЭК

Продажи электромобилей в России падают восемь месяцев подряд. Происходящее нельзя в полной мере объяснить ни отсутствием зарядной инфраструктуры, ни дороговизной электротранспорта.

Часть погрешности

В мире есть всего один по-настоящему крупный рынок электротранспорта – Китай. На него приходится 65,9% (11,62 млн единиц) из проданных в 2024 году 17,63 млн электромобилей. В далеко отстающей, но занимающей второе место Европе в прошлом году было продано 3,1 млн электромобилей (в ЕС – 2,2 млн). Еще более скромные показатели у Северной Америки, представленной преимущественно Соединенными Штатами – 1,8 млн. Все остальные рынки – почти погрешность. К таковым относится и российский рынок электромобилей.

В 2024 году суммарный электрический автопарк нашей страны достиг примерно 60 тыс. единиц. Но здесь стоит уточнить, что в России считаются только "чистые" электромобили, без учета заряжаемых гибридов, которые могут занимать от 30% до 40% в мировой статистике.

По оценке Автостата, примерно 60% российского электросегмента занимают всего три марки – Nissan (16,7 тыс. шт.), Zeekr (11,2 тыс. шт.) и Tesla (6,7 тыс. шт.). Притом почти 28% российского электромобильного парка досталось одной модели – Nissan Leaf, которую можно отнести к среднему ценовому сегменту по абсолютным показателям и практически к бюджетному по мерке электротранспорта. А Zeekr и Tesla – это скорее премиальный сегмент.

За период с 2022 года в России развернулось производство электромобилей сразу четырёх марок: Evolute, "Москвич", "Амберавто" и Lada. Но, строго говоря, какие-то заметные продажи демонстрируют только первые две. "Амберавто" (холдинг "Автотор"), запланировавший произвести в 2024 году 3 тыс. электромобилей, скромно молчит об успехах. А Lada e-Largus, производство которой началось в сентябре 2024 года, впервые была поставлена на учет в ГИБДД только в 2025-м.

На эту перспективную полянку в текущем году обещает ворваться ещё один долгожданный российских электромобиль "Атом". Во всяком случае, ему можно гарантировать попадание в топ-5 российских производителей электромобилей по итогам текущего года.

Рекорд и ложка дегтя

В 2024 году в России было продано 17,8 тыс. электромобилей – рекордный объем. Притом продажи по сравнению с 2023 годом увеличились на 26,4%. Прекрасные показатели омрачал один факт – в течение второго полугодия наблюдался спад продаж. Более того, он продолжился в январе и феврале 2025 года.

Происходящее в электромобильном сегменте пытались объяснить ростом ключевой ставки, которая сделала личный электрический транспорт еще менее доступным простому потребителю. Но на авторынке в целом в течение второго полугодия сохранялась положительная динамика. Так, в декабре, когда влияние подорожавших денег должно было в полной мере отразиться на показателях продаж, наблюдался скромный, но все же рост на 3,3%.

Российский авторынок в 2024 году вырос почти на 50% относительно 2023-го — всего было продано 1,57 млн автомобилей. Лучший результат с 2022 года и вполне сопоставимый с продажами 2021-го (1,74 млн шт.). Нетрудно заметить, что рост рынка вообще опередил рост электромобильного сегмента. А ведь в 2023-м речь в электрическом сегменте шла не просто о приросте на проценты или десятки процентов, прирост был кратным. И ряд аналитиков поторопились поделиться прогнозами, согласно которым что-то такое и стоит ожидать в ближайшем будущем.

По данным Автостата, за первые два месяца текущего года было реализовано 1 269 новых электромобилей – на 63% меньше, чем за тот же период 2024-го. В целом авторынок тоже просел, но гораздо скромнее – на 9,3%.

"Неразвитость зарядной инфраструктуры"

 Кроме проблемы ключевой ставки, есть и другие стандартные объяснения происходящего на рынке электромобилей.

Главное объяснение носит универсальный характер, то есть оно может быть использовано на любом электромобильном рынке. Это – неразвитость зарядной инфраструктуры.

Наличие зарядной (и вообще заправочной) инфраструктуры – это болевая точка для любого альтернативного вида моторных топлив. Потребителей нет, потому что нет заправок, заправок нет, потому что нет потребителей.

Но электрозаправки на нашем рынке – любимое дитя. В апреле 2023 года, по данным 2ГИС, количество зарядных станций в России составляло порядка 1,7 тыс. А к середине 2024-го количество только публичных зарядок достигло 7,4 тыс. Это количество не охватывает 100% всех зарядных станций (общее количество больше), но оно дает представление о масштабах. Газомоторное направление у нас развивается при гораздо более скромных показателях заправочной инфраструктуры.

Развитие сети зарядок в общем соответствует целевым показателям государственной концепции развития электротранспорта, согласно которой их количество к концу 2024 года должно было достичь 9,4 тыс. единиц. Притом к развитию зарядной сети подключились не только сетевые организации и специализированные компании, но и автозаправочные сети (например, "Роснефть" и "Газпром нефть").

Добавим сюда тот факт, что основной прирост зарядной инфраструктуры происходит зачастую в крупных городах, которые одновременно – крупные авторынки. И, согласно опросу "Автостата" и платформы 2Chargers, 59% владельцев электромобилей имеют возможность заряжать их дома (но лишь треть из них делает это ежедневно).

Зарядная инфраструктура продолжает расширяться. И её неразвитость не может служить исчерпывающим объяснением текущего положения в сегменте "чистых" электромобилей.

Рынок диковинок

Другая стандартная причина, которой объясняются проблемы электромобильного рынка – высокая цена. Да, у нас активно продаются дорогие Tesla и Zeekr. Но есть и куда более дешевые модели (например, упоминавшиеся выше Evolute и "Москвич").

Притом на электромобили распространяются различные льготы и субсидии: их можно купить с государственной поддержкой, им обеспечен бесплатный проезд по платным трассам и т.д. Кроме того, активно продвигается утверждение, будто эксплуатация электромобилей обходиться дешевле, чем эксплуатация традиционного транспорта. Утверждение спорное, но широко распространенное. Благодаря ему потенциальный покупатель должен быть готов к переплате, надеясь сэкономить в будущем.

На этом фоне странно объяснять падающий спрос дороговизной, учитывая, что можно со всеми мерами поддержки купить новый электромобиль чуть дороже 1,5 млн рублей.

Проблема, пожалуй, как раз в том, что такой электромобиль будет дешевым. А значительная часть спроса приходится на дорогие модели. Это косвенно свидетельствует о восприятии электромобилей как диковинки, с помощью которой можно выделиться из толпы.

Поэтому и оценивать это рынок надо не столько как автомобильный, сколько как рынок премиальный и люксовой продукции, основное назначение которой – подчеркнуть статус или "глубокий внутренний мир" владельца. Данное утверждение, разумеется, не описывает поведение каждого отдельно взятого покупателя электромобиля. Оно лишь предлагает взглянуть на рынок электромобилей в России под иным углом.

Вышесказанное не означает, что перспектив у электромобилей в России нет. Тем более, неплохую динамику показывает вторичный сегмент рынка. И еще более впечатляющую – рынок гибридов, продажи которых в прошлом году выросли почти в три раза и составили 62,8 тыс. шт. (в нашей стране в эту статистику попадают не только заряжаемые модели).

Гибрид не требует резкой смены потребительских привычек, делает владельца менее привязанным к зарядной инфраструктуре, где "быстрая" зарядка длится порядка 20 минут. И, возможно, это электромобильное направление окажется более перспективным для российского рынка, чем прочие альтернативы.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Статьи на тему