Двигатели в ожидании

Как убрать дефицит на рынке присадок для масел

Двигатели в ожидании
Фото: https://ru.freepik.com/

Уход с российского рынка зарубежных производителей присадок для моторных масел привел не просто к дефициту, а к системному кризису отечественных производителей смазочных материалов. Дело в том, что 90% моторных масел во всем мире производится на пакете присадок от т.н. "большой четверки": Lubrizol, Infineum, Afton и Oronite. Россия – не исключение, здесь импортные присадки занимали до 80% рынка.

Дефицита нет, но он есть

Сворачивание деятельности глобальных лидеров рынка в России оставило после себя вакуум, который необходимо было заполнить. Эксперты констатировали, что рынок "опустел" и эта проблема усугубляется отсутствием аналогов с подтвержденным качеством. В 2023 году специалисты Национального автомобильного союза (НАС) написали письмо премьер-министру страны Михаилу Мишустину, в котором заявили о нехватке важных химических составляющих для производства смазочных материалов.

Какое-то время отрасль выживала за счет старых запасов и параллельного импорта. И это было именно выживание, временная мера, не снимающая проблему поиска новых постоянных поставщиков. В 2024 году опустевшая ниша заполнилась присадками из Китая, ОАЭ и других стран. Казалось бы, проблема физического отсутствия продукта в отрасли решена, но системные проблемы остались. Прежде всего, азиатские поставщики не смогли обеспечить стабильное качество продукта. Это связано с тем, что производители зачастую ориентируются не на международные, а на внутренние стандарты, которые могут отличаться от API (Американский институт нефти) и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Также китайские компании не всегда имеют доступ к передовым технологиям и НИОКР, что тоже не лучшим образом влияет на потребительские свойства конечного продукта.

По мнению отраслевого эксперта Алана Лу, бывшего главы подразделения североамериканской компании Petro-Canada Lubricants в Шанхае, российскому потребителю при выборе моторного масла лучше ориентироваться на продукты, одобренные отраслевой классификацией API. Это и есть ключевой маркер, свидетельствующий о надежности товара. Примечательно, что продукты с такой маркировкой предпочитают и китайские потребители.

На этом системные проблемы не заканчиваются. Российские производители масел – основные покупатели присадок – уже почувствовали на себе отсутствие технической поддержки, экспертизы и сервиса, которые предоставляли мировые лидеры. Если раньше технологи того же Lubrizol могли в разумные сроки по запросу подобрать оптимальный баланс присадок под каждое конкретное сырье, то теперь этой экспертизы нет, из-за чего рискует прежде всего производитель масла, который вынужден искать этот баланс "вслепую", то есть экспериментальным путем.

Между параллельным импортом и контрафактом

Все это затрудняет разработку и тестирование рецептур. Например, раньше производитель смазочных материалов мог просто взять сертифицированный пакет присадок с нужными характеристиками, то теперь такого "конструктора" нет. Нужно собирать состав с нуля, тестировать комбинации компонентов, на что требуется время и деньги. А если на производстве случиться брак (например, партия масла не прошла тест на пенообразование), то рассчитывать на "скорую помощь" не приходится – участники российского рынка оказываются с проблемой один на один.

Импортным поставкам мешают логистические барьеры, трудности в расчетах, длительные сроки (это даже не недели, а месяцы ожидания), валютные риски и волатильные курсы валют.  Параллельно на рынке растет объем контрафакта. Рядовому покупателю кажется, что страшнее всего подделать бренд масла. Отнюдь, если вместо сертифицированной присадки залить напоминающую по цвету и консистенции "пустышку" из Азии — тут уже не важно, какого качества было базовое масло. По некоторым оценкам, доля поддельных масел на рынке достигла 30-50%, что напрямую угрожает работоспособности автомобилей и другого колесного транспорта в России.

По оценкам "Сибура", российский рынок смазочных материалов, объемом около 1,8 млн тонн в год, все еще находится в существенной зависимости от импорта присадок, являющихся их ключевым компонентом. Поэтому необходимо создавать новую систему производства продукта, адаптированного под запрос потребителя и специфику российского транспорта. Однако без надежной сырьевой базы и технологий обеспечить растущий спрос качественными продуктами невозможно.

Для российских реалий

В России системные проблемы пытаются решить путем локализации технологий, адаптации под существующие реалии рынка и условия эксплуатации двигателей. Понятно, что точечными решениями тут не обойтись и ведущие игроки отечественной нефтехимии берут на себя роль не просто поставщиков, а создателей новой замкнутой технологической цепочки производства смазочных материлов, которая больше не зависит от внешних игрков. В этом контексте интерес вызывает опыт "Сибура", который разработал линейку присадок SIBGUARD.

По словам старшего менеджера по отраслевому маркетингу "Сибура" Антона Денисенко, главное, на что нужно обратить внимание – это то, что лабораторные тесты API для SIBGUARD проводились не на импортном премиальном сырье, а на отечественных базовых маслах, которые доступны для большинства производителей смазочных материалов. Это значит, что полученные лабораторные результаты можно легко воспроизвести в реальном российском производстве. И конечный продукт будет лучше соответствовать желаниям потребителей.

Дело в том, что для рынка России и СНГ критически важны высокие антиокислительные свойства присадок, а также их способность быстро очищать двигатель и защищать его от образования шлама и отложений. Это необходимо для продления срок работы масла и защиты двигателя в тяжелых условиях эксплуатации, связанных в том числе с климатом и неидеальным качеством регионального топлива.

Чем дальше от крупных НПЗ и центров, тем выше риски. Логистика дорожает, поэтому региональное производство или импорт из соседних стран часто означает более низкое качество топлива: низкое октановое число, больше серы, больше сажевых частиц при сгорании. Все эти факторы "смягчаются" за счет характеристик присадок. Испытания в авторитетных международных лабораториях (SGS, SWRI) и на площадках российских автопроизводителей доказали соответствие SIBGUARD мировым стандартам.

Синергетический эффект

Описанный подход заслуживает внимания производителей масел, поскольку разработчик учел не только интересы покупателя, но и производителя конечного продукта. Решения SIBGUARD – каскадные, это значит, что один пакет присадок позволяет производить несколько типов моторных масел (под разные спецификации API SN, SP). Это дает возможность снизить складские запасы и оптимизировать себестоимость конечного продукта. Расчеты в рублях, гарантированная сервисная поддержка и предсказуемая логистика делают использование продукта экономически целесообразным.

Примечательно, что помощь рынку смазочных материалов дает синергетический эффект для развития всей российской экономики. Хорошие масла – это чистые двигатели, это "здоровье" транспортной отрасли, это исправность и долговечность промышленного и энергетического оборудования.

Создание полноценной линейки отечественных присадок – это стратегический шаг, направленный на укрепление всей цепочки производства смазочных материалов. Это переход от решения сиюминутных проблем к построению устойчивой, независимой от внешних вызовов отрасли. В конечном счете это влияет на работоспособность всего транспорта и техники в стране.