Деполитизация российского газа
В условиях декарбонизации мировой экономики для России увеличивается значение Иранского и Турецкого газовых хабов
Актуальность вопроса об энергопереходе в мировой и российской экономике при учете сложившихся геополитических реалий не подлежит сомнению с точки зрения автора. Однако рассмотрение данного вопроса с правовой точки зрения должно опираться на прагматичный подход – необходимо сохранение баланса между важными перспективными задачами энергоперехода и приоритетами обеспечения устойчивости экономики, стабильного функционирования традиционных энергетических отраслей.
Энергопереход как данность
Говоря о важности энергоперехода, следует помнить, что традиционные отрасли энергетики являются одними из базисов экономики России. В связи с этим нельзя допустить негативного воздействия ускоренного энергоперехода на существующую энергетическую модель, а также налаженным механизмам функционирования нефтяной, газовой и прочих традиционных отраслей российской энергетики.
Полагаю, что в данном контексте стоит уделить внимание "озеленению" традиционных источников энергии, в первую очередь природного газа, лидером по запасам которого является Российская Федерация. Продвижение природного газа как одного из основных экспортных продуктов России будет одним из основных векторов международно-правового сотрудничества России с дружественными странами.
Таким образом, можно констатировать, что основным направлением энергетического перехода в России является постепенное снижение зависимости от традиционных источников энергии, а также закрепление ведущей роли природного газа (в том числе в виде СПГ) в структуре российского экспорта и внутреннего энергообеспечения.
От газа отказываться Европа не спешит
Стоить отметить, что подобной точки зрения, основанной на необходимости расширения использования природного газа, придерживаются и на Западе.
Несмотря на существующий европейский тренд по переходу на возобновляемые источники энергии, подтверждающийся заявлением, озвученным в 2020 году комиссаром ЕС по энергетике К. Симпсон, о планах по полному отказу от ископаемых энергоносителей и достижению климатической нейтральности к 2050 году, в 2022 году Европейской комиссией было принято решение о присвоении "зеленого статуса" проектам, связанным с использованием природного газа посредством их включения "Зеленую таксономию ЕС".
И хотя европейские чиновники заявляют о планах перевода газовых электростанций на "климатически устойчивые" (декарбонизированные) газы, в любом случае эра данного энергетического носителя далека от своего завершения.
Метод деполитизации голубого топлива
В связи со снижением поставок российского природного газа в страны Европы (в основном посредством трубопроводных маршрутов), в настоящий момент осуществляется процесс диверсификации поставок российского природного газа на альтернативные рынки, в первую очередь по восточному направлению в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Несмотря на заинтересованность в таких проектах со стороны Китая, Индии, Пакистана и других государств, полностью заменить объем потребления газа европейского рынка в среднесрочной перспективе данные покупатели не способны.
Очевидно, что полностью отказываться от газового экспорта в государства Европейского союза, пусть не напрямую, а через третьи страны, для России нецелесообразно. В этой связи предлагаются альтернативные варианты экспорта газа из России, основанные на идее создания газовых хабов – независимых центров по купле-продаже газа на основе рыночных механизмов.
Так, с декабря 2022 года осуществляется практическая реализация проекта по созданию Турецкого газового хаба, которую поддержали президенты России и Турции.
7 июня 2023 года министром нефти Ирана Джавадом Оуджи было озвучено о желании создать при участии России, Туркмении и Катара в иранской провинции Бушер газовый хаб для последующих поставок природного газа на мировые рынки.
При этом одним из основных препятствий на пути реализации данных проектов является недостаточная готовность законодательной базы. Так, турецкими партнерами было отмечено, что "для реализации проекта хаба необходимо внесение поправок в законодательство". В частности, необходима база для того, чтобы поставщики и покупатели свободно заключали сделки без задействования государства. Подобные юридические преграды могут возникнуть и в процессе создания Иранского центра газовой торговли.
Правовые аспекты создания газовых хабов
Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию газового хаба невозможна без соответствующего правового обеспечения. При этом задачи, которые могут быть решены правовыми средствами в рамках реализации обозначенных проектов, можно определить следующим образом:
- Обеспечение отсутствия правовых барьеров для осуществления мероприятий по реализации проектов.
- Обеспечение соответствия проектов нормам международного права, а также обеспечение международно-правовых основ инвестиционной деятельности в рамках их реализации.
- Обеспечение благоприятного налогового режима для компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность в рамках реализации проектов.
В настоящий момент между правительствами России и Турции действует Соглашение по проекту газопровода "Турецкий поток", ратифицированное Федеральным законом №4 от 07.02.2017 года. Оно является основным нормативно-правовым актом, регулирующим межгосударственные отношения в рамках строительства и эксплуатации газопровода "Турецкий поток", проходящего по дну Черного моря через территорию Турции.
Учитывая, что строительство инфраструктуры для будущего газового хаба будет осуществляться на территориях и в исключительных экономических зонах России и Турции, а также то, что сам газопровод (в случае необходимости и его новые нитки) станет частью инфраструктуры проекта, то, полагаем, что положения Соглашения по проекту "Турецкий поток" могут стать основополагающими при составлении соглашения по проекту газового хаба в Турции.
Учитывая тот факт, что между Российской Федерацией и Ираном не существует подобного межправительственного соглашения, некоторые положения соглашения между Россией и Турецкой республикой можно использовать при составлении проекта будущего соглашения с Ираном. При этом существует меморандум между "Газпромом" и иранской компанией National Iranian Oil Company о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству в нефтегазовой сфере, подразумевающий осуществление обменных операций с природным газом и нефтепродуктами, реализацию крупнотоннажных и малотоннажных СПГ-проектов, а также строительство магистральных газопроводов.
Считаю необходимым отметить, что в проекты соглашений по созданию газовых хабов на территории Турции и Ирана необходимо закрепить понятие "газового хаба" как газораспределительного центра, обеспечивающего сделки по купле-продаже природного газа на основе рыночного ценообразования без государственного участия. На данный момент в российских нормативно-правовых актах определение данного понятия отсутствует.
Может быть включен пункт о возможности использования инфраструктуры хаба для транспортировки трубопроводного либо сжиженного природного газа возможных стран-партнеров проектов, таких как Азербайджан, Катар и Алжир. Закрепление данного положения может поспособствовать интересу к приобретению фактически российского или иранского газа со стороны европейских потребителей, так как происхождение продукта не будет иметь значения при его реализации ввиду международного характера торговой площадки.
При этом несмотря на сходства предполагаемых проектов по созданию газовых хабов в Турции и Иране, для России как поставщика энергоресурсов, так и для мирового рынка природного газа имеются некоторые отличия.
Так, газовый хаб в Турции наиболее целесообразен для России для сохранения доли на рынке Европейского союза, а Иранский проект интересен как дополнительный маршрут поставок в сторону стран глобального Юга и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вывод
Резюмируя вышесказанное стоит отметить, что реальный эффект обозначенных предложений точно спрогнозировать получится не всегда, поскольку влияние внешней мировой турбулентности на экономическую деятельность в настоящий момент как никогда велико.
Подобные правовые опции целесообразно предусматривать и в отношении реализации прочих проектов, соответствующих приоритетам энергетического перехода, и Концепции внешней политики Российской Федерации.
Таким образом, можно заключить, что для улучшения взаимодействия России с другими государствами в сфере развития энергетического сектора необходимо расширение межгосударственного сотрудничества в правовой сфере, что поспособствует укреплению геополитических позиций России на мировой арене.