"День освобождения" американского СПГ

Наступило ли безоблачное будущее?

"День освобождения" американского СПГ
Фото: REUTERS / Дадо Рувик

Последние три года для мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) стали временем драматических изменений. Фактически, устоявшиеся и привычные на протяжении десятилетий ценовые уровни и соотношения подверглись радикальному пересмотру, что вызвало серьезные сдвиги в структуре мирового импорта и экспорта. В период с 2023 по 2025 год цены на СПГ на двух премиальных и самых емких мировых рынках – Юго-Восточная Азия (ЮВА) и Западная Европа – претерпели разнонаправленные изменения, обусловленные различными факторами спроса и предложения в этих регионах.

Европа начинает… и проигрывает

Еще в первой половине 2023 года, несмотря на значительное сокращение поставок российского природного газа после диверсии на газопроводах "Северный поток" и "Северный поток – 2" в сентябре 2022 года, цены на СПГ в ЮВА были выше европейских. Такая парадоксальная ситуация была связана с достаточно высокими запасами природного газа в европейских подземных хранилищах газа (ПХГ) и с высоким спросом на сжиженный природный газ в азиатских странах, которые быстро восстанавливали свой экономический рост после окончания пандемии COVID-19 и связанных с нею локдаунов и карантинов. Однако уже со второго квартала 2024 года, после краткой ценовой эйфории, связанной с теплой зимой 2023-2024 годов, европейские газовые цены начали монотонно расти.

В 2023 году разница между средними азиатскими и европейскими ценами на СПГ медленно, но неуклонно сокращалась — с $3,5 за МБТЕ (около $125 за 1 тыс. куб. м), что соответствовало уровням $18,5 и $15 за МБТЕ соответственно, до достаточно скромного разрыва в $1 за МБТЕ (около $36 за 1 тыс. куб. м) при средних ценах на азиатском и европейском рынках в $13,5 и $12,5 за МБТЕ соответственно.

В 2024 году указанная тенденция продолжилась: и без этого незначительная премия для азиатских цен над европейскими продолжила свое сокращение, преодолев в IV квартале последний психологический предел — европейские цены на СПГ к концу 2024 года наконец-то стали выше азиатских, пусть и ненамного, всего на $0,2 за МБТЕ (около $7 за 1 тыс. куб. м), но уже существенно для того, чтобы очертить будущий сценарий изменения мировых рынков СПГ.

В первом квартале 2025 года эта тенденция "перетока цен" продолжила свое движение: теперь уже Западная Европа стала премиальным рынком для СПГ, обогнав страны ЮВА на весомый $1 ценовой разницы за МБТЕ. Так, февральские европейские цены на СПГ по котировкам TTF составили в среднем $15,33 за МБТЕ, тогда как азиатские цены были на уровне около $14,34 за МБТЕ. Европа вынужденно предлагает более высокие цены по сравнению с Азией.

Такая необычная в прошлом (имевшая место только в период острой фазы мирового энергетического кризиса в 2021-2023 годах), но наблюдаемая сейчас ситуация связана с массой факторов — холодная зима, недостаточное наполнение европейских ПХГ в летний период 2024 года, падение собственной добычи внутри Евросоюза, ссора с африканскими поставщиками газа и "полочка" в поставках трубопроводного газа из Норвегии. Но настоящим "слоном в посудной лавке" стали действия европейских политиков, которые просто выбили из-под энергетической безопасности ЕС ее главный столп — поставки природного газа из России. В такой ситуации свести баланс потребления газа в ЕС стало просто невозможно — что сразу почувствовал мировой рынок СПГ и как говорится, "порешал проблему". Порешал, надо сказать, предельно рыночными методами — дав ту самую "справедливую" цену на природный газ для европейских стран, остро в нем нуждающихся.

Логистика СПГ как ограничитель

Стоит заметить, что чисто с логистической точки зрения, СПГ, произведенный в США, выгоднее продавать как раз в страны Западной Европы, а не в ЮВА. Основные морские терминалы экспорта СПГ в США расположены вдоль побережья Мексиканского залива и Атлантического океана, что определяется более развитой газотранспортной инфраструктурой на востоке Соединенных Штатов и близостью главных действующих газовых месторождений к этим побережьям. Кроме того, транзит через Атлантику достаточно быстрый — в среднем СПГ-танкер тратит на него от 7 до 12 дней в зависимости от портов погрузки и выгрузки. При этом морские транзитные маршруты из Соединенных Штатов в Европу не сопряжены с проходом естественных узостей-проливов или же искусственных гидротехнических сооружений — каналов, что тоже сокращает расходы и транзитное время.

Логистика же СПГ из США в Юго-Восточную Азию представляет из себя настоящее инженерно-навигационное приключение. Общая схема кратчайшего по времени маршрута включает в себя погрузку в американском порту (обычно в Техасе или Луизиане, Атлантический бассейн), после этого — транзит Панамским каналом, длинный и по-прежнему полный сюрпризов переход через огромный Тихий океан. Прохождение Панамского канала обычно занимает 8-12 часов, но он имеет собственные ограничения: несмотря на модернизацию в 2016 году, он допускает лишь проход крупных СПГ-танкеров типа NeoPanamax, но не приспособлен для прохода более габаритных, но более выгодных по стоимости фрахта танкеров типов Suezmax, Baltimax и Malaccamax/Chinamax. Кроме того, Панамский канал остается одним из самых загруженных мест в мировой морской торговле, что приводит к частым простоям в очередях на входе в канал, которые могут достигать нескольких суток.

Еще одним моментом транзита через Тихий океан выступает традиционный выбор южной акватории этого огромного водного бассейна, чтобы избежать зоны коварных северных течений и ветров. В результате обычный маршрут СПГ-танкеров от Панамского канала идет не по идеальной логистической линии, а у берегов Гуама, Палау и далее по маршрутам к различным странам ЮВА. Результатом такого сложного транзита является и солидное время в пути через Тихий Океан от восточного побережья США до стран ЮВА, составляющее от 20 до 30 дней, в зависимости от погоды, портов погрузки и выгрузки, а также — очередей в Панамском канале.

Интересно и то, что рост конечных цен на европейском рынке СПГ идет буквально "в противофазе" с рынком СПГ-фрахта: стоимость перевозки сжиженного природного газа в первом квартале 2025 года обвалилась до минимума за пять лет, поскольку темпы пополнения глобального флота новыми судами опережают спрос на транспортировку, а сокращение длительности маршрутов (та самая "переориентация экспорта" с ЮВА на Западную Европу) повышает доступность танкеров.

С начала 2025 года тарифы на СПГ-перевозки в Атлантике рухнули на 82%, а по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — более чем на 90%. "СПГ-эталоном" на рынке фрахта сжиженного газа выступает "стандартный" танкер, способный перевезти за рейс 174 000 куб. м СПГ. В ноябре 2022 года, на фоне ажиотажа вокруг взрыва "Северных потоков", за такой танкер давали арендную плату в $485 тыс. в сутки, что составляло на атлантический кругорейс около $60 на 1 тыс. куб. м природного газа и было историческим максимумом за весь период наблюдения за фрахтом СПГ.

Однако уже к началу 2023 года ставки на суточную аренду такого танкера опустились до $143 тыс., а к февралю 2025 года падение ставки СПГ-фрахта приобрело совсем драматические очертания: за сутки аренды газовоза предлагали в среднем лишь $4,25 тыс. А 3 февраля ставки рухнули до рекордного минимума — $2,75 тыс. в сутки, 4 февраля — даже ушли в отрицательную область и составляли минус $1 тыс. в сутки.

При этом, судя по прогнозам, проблема негативных ставок фрахта СПГ сохранит актуальность на протяжении всего 2025 года, поскольку темпы появления новых танкеров будут опережать прирост объемов производства СПГ, а введенный в рамках торговой войны Китая с США ответный китайский тариф на американский сжиженный природный газ только усугубит ситуацию. Но пока что тихоокеанский фрахт держится: на этом направлении ставки на стандартный СПГ-танкер не опускались ниже $11 тыс. в сутки.

Самый важный выбор

Итак, на сегодняшний день у продавцов СПГ, производящегося на территории Соединенных Штатов, есть достаточно приятная торговая схема, включающая в себя премиальный европейский рынок, где потребители сами поставили себя в состояние практически полной зависимости своей энергетики от поставок СПГ из США. Поменять это положение в разумные сроки европейцы никак не могут, так как в этом им препятствует их собственная идеологическая максима — "смертельный" конфликт с Россией.

Также имеется абсолютно выигрышная ситуация на рынке фрахта, где стоимость доставки СПГ из США к европейским потребителям упала до мизерной цифры в $1-2 за 1 тыс. куб. м и будет, судя по всему, оставаться на этом же уровне достаточно долго. Наконец, что немаловажно наблюдается стабильность и низкий ценовой уровень внутренних американских цен на природный газ, которые колеблются в последние два года в промежутке от $2 до $4 за МБТЕ (от $71 до $142 за 1 тыс. куб. м) на Henry Hub.

При таких раскладах торговля американским СПГ на европейском газовом рынке становится крайне прибыльной. А российский экспорт природного газа в Европу в 2025 году уменьшится вслед за окончательным выходом из газовых раскладов украинского транзита.

Единственный момент, который может негативно повлиять на такое безоблачное будущее американских газовых трейдеров — это тот самый "день освобождения США", которым администрация Трампа объявила торговую войну со всем остальным миром. Так что даже предположить ответные действия Евросоюза по отношению к американскому СПГ сейчас достаточно сложно. С одной стороны, вот он, удобный вариант поквитаться с Трампом (как уже поступил Китай). Но, с другой, никто не компенсирует Европе возможное выпадение американских объемов.

Об авторе

Алексей Анпилогов
Алексей Анпилогов
президент фонда научных и исторических исследований «Основание»
Все статьи автора

Статьи на тему