"Цифровой апгрейд" нефтяных потоков
Цифровая трансформация как путь к развитию бизнеса и экономики
В современном мире и национальным экономикам, и конкретному бизнесу, и странам в целом можно использовать различные способы ускорения развития и адаптации к новым вызовам. Зачастую решения по ускорению развития можно искать через организационные схемы, иногда – через технологические инновации, а также через различные интеграционные механизмы. Указанные подходы могут и пересекаться – тот же путь цифровой трансформации экономики и государственного управления вполне сочетается с созданием новых технологических оснований и платформ для кооперации (например, внутриотраслевой, межотраслевой и межгосударственной). Эти возможности особенно актуальны для крупных и системообразующих компаний уровня "Транснефти", которые самим масштабом своей деятельности создают предпосылки для "интегрированного роста" нефтянки и сопутствующих отраслей.
Ключевые шаги
"Связьтранснефть", дочерняя компания "Транснефти", еще в 1997 году приступила к техническому перевооружению систем связи. Для бизнеса было понятно, что использование современных методов связи даст возможность экономить на издержках, возникающих при медленной коммуникации (при обмене сообщениями хоть промышленного, хоть управленческого характера). Соответственно, "Связьтранснефть", идя в ногу со временем, еще тогда, во второй половине девяностых годов, активно заменяла телекоммуникационное оборудование, поэтапно реконструировала узлы связи, осуществляла переход на волоконно-оптические линии и цифровые системы и т.д. Вовремя внедренные оптоволоконные системы связи стали "нервной системой" для всех будущих цифровых решений в компании.
Цифровизация, тогда еще в основном в форме автоматизации, происходила и через внедрение автоматических систем управления технологическим процессом, а также аппаратно-программных комплексов для диспетчерского управления и сбора данных. Автоматизация позволила объединить разрозненные данные со всех объектов компании (нефтеперекачивающие станции, трубопроводы, хранилища) в единое информационное пространство). Имело место и внедрение систем предиктивной аналитики, то есть в том числе использования алгоритмов машинного обучения для прогнозирования остаточного ресурса оборудования и вероятности его отказов.
На рубеже двадцатых годов XXI века, когда цифровизация стала программным курсом для всех крупных компаний в России, и соответствующие директивы для госкомпаний и госкорпораций были разработаны правительством РФ, "Транснефть", в соответствии с указанными директивами (и при согласовании с Минэнерго и Минцифры), утвердила собственную стратегию цифровой трансформации до 2025 года.
Стоимость мер в рамках стратегии цифровизации "Транснефти", по сообщениям компании, на четыре года оценивалась в 38 млрд рублей и включала в себя десять программ в рамках основных направлений деятельности нефтетранспортной компании. Программы объединяли в себе 53 цифровых инициативы. А в целом на ИТ-бюджет компании до 2025 года в базовом варианте было заложено 110 млрд рублей. Годовой отчет, обнародованный в начале июля 2025 года, показывает, что общий объем вложений "Транснефти" в цифровую трансформацию за период 2021-2026 гг. составляет 44,3 млрд рублей.
Помимо курса на повышение эффективности управления, большей безопасности производства, экономии на снижении издержек при взаимодействии различных подразделений компании, задачей цифровизации было, конечно, и импортозамещение. Технологический суверенитет и технологическое лидерство, в том числе в сфере софта, стали неотъемлемой частью отраслевых приоритетов, вполне понятных в контексте санкционной войны Запада против России (в рамках которой Запад пытался использовать российскую зависимость от импортных технологических решений).
От ИИ до новых профессий
Среди наиболее важных достижений в рамках цифровой трансформации на этом этапе можно выделить развитие методов создания и использования "цифровых двойников" для нужд предприятий и подразделений "Транснефти". Речь шла о создании виртуальных (компьютерных), математически точных копий участков трубопроводной системы и всего технологического комплекса. Подобные "цифровые двойники" позволяют моделировать различные сценарии изменения параметров работы технологической системы, в том числе оптимизировать режимы перекачки нефти и проводить анализ без остановки технологического процесса для реального объекта нефтетранспортной индустрии.
Методы использования искусственного интеллекта и машинного обучения как способа обработки данных, поставленного "на поток", открыли возможности совершенно нового уровня для оперативной аналитики видеопотоков с БПЛА и вертолетов для автоматического обнаружения посторонних объектов в охранной зоне "Транснефти", несанкционированных работ и т.д.
На новый уровень цифровизация вывела и способы диагностики внутренней поверхности труб с помощью дефектоскопов. Важно, что это путь не только к повышению производственной эффективности и промышленной безопасности компании, но и дорога к новому уровню охраны труда и снижению инцидентов с участием сотрудников и общего сокращения травматизма на производстве.
Программа цифровой трансформации "Транснефти" предусматривала, что к 2030 году в компании появятся четырнадцати новых профессий. В их числе: менеджер по модернизации/проектированию интеллектуальных автоматизированных комплексов/систем/технологий объектов трубопроводного транспорта, инженер (оператор роботизированных систем) многофункциональных робототехнических комплексов в нефтегазовой отрасли, инженер интеллектуальных систем диспетчеризации/телеметрии/диагностики в нефтегазовой отрасли, архитектор робототехнических комплексов и киберустройств в нефтегазовой отрасли, цифровой оператор подводных сварочных работ на нефте- и газопроводах.
Цифровой апгрейд
Этот опыт "Транснефти" в частности и всей российской отрасли ТЭК очень показателен в том смысле, что правильным образом организованное развитие минерально-сырьевой базы страны вовсе не ведет к "ресурсному проклятию", а, напротив, доказывает способность нефтегазового сектора быть источником запроса на технологический прогресс и создание высококвалифицированных рабочих мест.
В 2024 году произошел "цифровой апгрейд" диспетчерского управления и контроля – в "Транснефти", по данным компании, была введена в промышленную эксплуатацию система глобального потокового планирования (СГПП). Это проект автоматизации оперативного планирования движения нефти/нефтепродуктов (основного бизнес-процесса компании). Благодаря СГПП выросло качество оперативного планирования с опорой на использование математической модели трубопроводной системы, определяющей оптимальное распределение потоков нефти и нефтепродуктов по системе трубопроводов с учетом заданных количественных критериев по приему и сдаче нефти, по объему пропускных и резервуарных емкостей и т.д.
Прошел и "апгрейд" цифровой инфраструктуры по хранению и обработке производственных данных компании и по управлению технологической документацией. Она завершила разработку корпоративного хранилища производственных данных (КХПД.ЭВО) на базе компонентов "Эвоплатформа". Данная программная платформа дает возможность консолидировать свыше 1 млн параметров технологических и производственных процессов на базе более чем 50 различных источников информации с глубиной хранения до десяти лет, и это при возможности оперативного предоставления данных информационным системам-потребителям. Также "Транснефть" ввела в эксплуатацию корпоративную геоинформационную систему "Транснефть" (КИС ГИС ТН).
Эра "энергетического реализма"
Россия идет по пути, как это сформулировал на Российской энергетической неделе (РЭН-2025) Владимир Путин, "энергетического реализма" (то есть отказа от ускоренного энергоперехода от углеводородов к ВИЭ любой ценой и без оглядки на издержки). Подход "энергетического реализма" предполагает, что ТЭК и углеводороды останутся важной частью российской экономики и энергетической системы еще продолжительное время, а научно-технический прогресс и его прикладные решения будут нацелены не на "исключение нефти из энергетики", а на "более эффективное использование нефти в энергетике". Соответственно, отсюда берутся и актуальные задачи для дальнейшей цифровой трансформации ТЭК вообще и компании "Транснефть" в частности.
На той же самой РЭН-2025 "Транснефть" представила ряд своих новых инициатив в данном ключе. Среди прочего, как раз на РЭН-2025 было подписано соглашение об интеграции Единой лабораторной информационной системы (ЕЛИС) "Транснефти" с Федеральной государственной информационной системой (ФГИС Росаккредитации).
ЕЛИС как система, как техническое решение для управления лабораторными процессами в нефтяной отрасли, созданное внутри "Транснефти" на базе российских технологий (средства криптографии, СУБД и т.д.), решает при интеграции с ФГИС Росаккредитации сразу две задачи – и корпоративную (отраслевую), и общегосударственную.
В отраслевом смысле ускоряется и становится более надежным обмен сведениями между испытательными лабораториями "Транснефти" и государственным регулятором. В том числе в ФГИС в режиме реального времени будут поступать данные о результатах испытаний оборудования, а это минимизирует и ошибки в отчетности, и саму необходимость дальнейших проверок (тем более осуществляемых вручную).
В государственном же смысле новый формат цифрового взаимодействия между компаний и государством позволяет, по сути, создать цифровую экосистему для мгновенной – и защищенного от внешнего вмешательства, суверенной – коммуникации между властью и бизнесом.
И в этом смысле опыт "Транснефти" мог бы быть полезен и для других компаний, и для других отраслей.
Каким образом новые интеграционные подходы могут быть задействованы на уже макроуровне, на уровне международной кооперации в рамках ШОС, БРИКС и иных перспективных объединений, мы отсылаем наших читателей к актуальному исследованию Финансового университета при правительстве РФ относительно перспектив "новой повестки БРИКС".