Через конкурс АЗС – к топливной стратегии
Для чего действует конкурс «АЗС России» и как он помогает созданию Генеральной схемы размещения автозаправок

Стоимость бензина и дизельного топлива являются самыми актуальными вопросами для населения нашей страны. В России, по данным Автостата на 1 января 2025 года, насчитывается почти 62 млн транспортных средств. Можно считать, что каждый третий житель страны является пользователем или собственником автомобиля. А потому тяжело переоценить значение конкурса "АЗС России", который направлен на выявление лучших практик среди автомобильных заправочных комплексов нашей страны, налаживание коммуникации с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и независимыми участниками рынка.
Структура рынка
Из всех зарегистрированных транспортных средств легковые составляют 51,5 млн. Средняя обеспеченность автомобилями населения в нашей стране – 325 автомобилей на 1000 жителей. Если предположить, что средняя семья состоит из трех человек, то каждая семья обеспечена одним транспортным средством (разумеется, это условный показатель). Легких коммерческих автомобилей около 5 млн, грузовых автомобилей в стране чуть больше 4 млн и менее 0,5 млн составляет парк автобусов.
На конец 2024 года в России существовало 28 970 АЗС. Лидерами по количеству заправок являются "Роснефть" (порядка 3000 станций), "Лукойл" (около 2300) и "Газпром нефть" (примерно 1500).
В целом совокупно 63% АЗС принадлежит независимым операторам. Структура собственности заправочных сетей ВИНК следующая: "Роснефть" – 13%, "Лукойл" – 11%, "Газпром" и "Газпром нефть" – 8%, "Татнефть" – около 3%, "Танеко" и "Сургутнефтегаз" – по 1%.
Метаном можно заправиться на 1080 АГНКС. Также в нашей стране около 7400 публичных электрозарядных станций.
Потребление топлива
За прошлый 2024 год производство автомобильного бензина в России составило 43 млн т, отгрузка на внутренний рынок – 39 млн т. Производство дизельного топлива – 85,67 млн т, из которых на внутренний рынок поставлено 54,4 млн т. Остальная продукция была отправлена на экспорт.
Из всего моторного топлива, поставленного на внутренний рынок около 55% пришлось на автомобильные бензины, 35% на дизельное топливо, 7% составили пропан, бутан и их смеси, чуть более 2% – компримированный природный газ, а на СПГ пришлось около 0,3%. Такова структура потребления топлива на внутреннем рынке.
Стоит отметить полное отсутствие биотоплива, а также сложность в оценке объемов электроэнергии, направленной на зарядку электромобилей. Водород, как моторное топливо, также не присутствует на внутреннем рынке.
Под давлением "инфляции минус"
Рынок топлива, несмотря на повышенное внимание граждан и регуляторов с точки зрения стоимости, находится вне множества различных программ развития. С одной стороны, от АЗС требуется постоянный контроль стоимости реализуемого бензина и дизеля, с другой – полностью отсутствуют элементы фискального и внетопливного стимулирования.
Топливо не находится в списке социально значимых товаров, рынок не является монопольным, однако требования к стоимости предъявляются на уровне монополий, так называемое правило "инфляция минус". В то же время стимулирование реализации иных групп товаров отсутствует.
Меры стимулирования потребления альтернативного топлива (метана в виде КПГ и СПГ, СУГ, электричества) разрознены и находятся в ведении различных органов исполнительной власти, что не лучшим образом влияет на конкуренцию.
Различная ответственность за трассы (федеральные и региональные) также порождает отличающиеся требования по установке АЗС: где-то в составе придорожных комплексов, а где-то — лишь бы что-то стояло, что может реализовывать топливо населению и бизнесу.
"АЗС России"
Конкурс "АЗС России" является надстройкой на базисе топливной отрасли страны. Выявление лучших дает нам возможность определять ориентиры для создания объектов топливообеспечения. Одновременно ведётся работа как с законодательными, так и исполнительными органами по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Чем больше компаний заявляется для участия, тем выше уровень представительства, тем больше можно выявить требующих внимания точек.
Новшеством проекта "АЗС России" в 2025 году является изменение традиционного формата работы. Следуя пожеланиям участников рынка, принято решение, что отбору лауреатов и церемонии награждения победителей конкурса будет предшествовать всесторонняя дискуссия о приоритетах государственной политики в сфере топливообеспечения, необходимых регуляторных механизмах федерального и регионального уровней.
Среди затрагиваемых вопросов, обсуждение которых проводится в различных субъектах страны – динамика внутреннего рынка СПГ, обновление концепции развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры, уточнение правил функционирования передвижных (контейнерных) АЗС, меры стимулирования торговли нетопливными товарами.
Одной из первостепенных задач является подготовка и утверждение Стратегии развития топливозаправочной отрасли России, Генеральной схемы размещения АЗС — ключевых документов, наличие которых необходимо для привлечения инвестиций, долгосрочного планирования, развития честной конкуренции и придорожного сервиса.
Конкурс позволит субъектам топливного рынка принять непосредственное участие в дискуссиях, высказать свои предложения, сообщить о нарушениях прав. "АЗС России" как платформа топливной отрасли страны может обеспечить учет всех интересов и оптимизировать отрасль как в интересах граждан, так в интересах бизнеса и государства.
ИнфоТЭК является информационным партнером конкурса "АЗС России".