ЦБ создает топливное изобилие

Краткие итоги первых четырех месяцев 2025 года на топливном рынке России

ЦБ создает топливное изобилие
Фото: Е. Разумный

Этот год ожидаемо войдет в историю топливного рынка. Впрочем, какой год у нас не исторический? Прежде всего, внутренний рынок столкнулся с непривычной ситуацией, которую он не видел много лет, если взять за скобки пандемийный 2020-й, когда население по "собственному желанию" выбрало самоизоляцию, и все сидели в своих домах и квартирах, и ждали, когда же снова можно будет поехать в отпуск, или выйти из дома чтобы пойти на работу. Именно тогда на внутреннем рынке топлива сложился гигантский профицит предложения, а сотрудники АЗС очень сильно радовались, когда кто-нибудь заезжал к ним заправиться. В то же время грузовые перевозки не останавливались, сельхозпроизводители работали в полях, шахтеры добывали уголь. Сейчас пандемии нет, но ситуация парадоксальным образом напоминает тот год. На рынке снова гигантский профицит предложения.

"Вайбцессия"

Профицит возник из-за ряда внутренних и внешних причин. Первая из них – тарифная война, развязанная новым президентом США. Она привела к тому, что спрос на топливо падает не только в России, но и за пределами нашей страны. Статистика по спросу на моторное топливо у наших новых (но теперь уже традиционных) потребителей показывает затухающий спрос. Внезапно предложения стало много. А укрепившийся рубль сужает экспортные возможности российских переработчиков.

Да, цена нефти на мировых рынках снизилась, но расходы по ее добыче мы несем в рублях, а тут растущая зарплата, стоимость энергоресурсов, стоимость транспортировки, которая выросла по формуле инфляция плюс. Также увеличилась налоговая нагрузка на отрасль: акцизы и подоходный налог.

На все вышеописанное накладывается стоимость денег, которую задает Центральный банк. И надо заметить, что стоимость заимствований для юридических лиц вот уже шесть месяцев составляет запредельные 21% годовых. Совсем немногие бизнесы смогут в этих условиях позволить себе инвестиции и развитие.

Статистика говорит, что общий выпуск продукции в гражданских отраслях сокращается на 0,8%, а в марте – на 1,1%. Снижение наблюдается уже четвертый месяц. К примеру, гражданское машиностроение в марте (месяц к месяцу) упало на 5,5%. Производство электрооборудования в среднем снижается на 5,4% в месяц, машин и оборудования — на 3,8%. Выпуск авто в среднем показывает минус 5,2% в месяц.

Появился термин "вайбцессия" (вайб + рецессия). Он описывает ситуацию, когда люди оценивают состояние экономики более негативно, чем в действительности. Идея термина в том, что ухудшение восприятия экономики бизнесом и населением приводит к фактическому сокращению экономической активности. Например, потребители теряют уверенность в будущем экономическом росте и в своем уровне дохода, а компании ожидают, что продажи снизятся. В итоге население тратит меньше, а бизнес сокращает инвестиции.

Речь идет о том, чтобы выжить в условиях двойного удара – повышенных налогов и стоимости денег.

Топлива везде много

Как это связано с топливным бизнесом? Когда запредельная ключевая ставка приносит свои результаты, многие производители начинают сужать активность. Зачем что-то делать, предпринимать, входить в риск, если можно разместить свободные денежные средства на депозит, и получать проценты вне зависимости от уставной деятельности. Производишь – ты в риске. Разместил деньги на депозит – 20% (и более) капнет на счет без риска.

Все, кто имеет возможность, сворачивают производственную активность. Нет производственной активности, нет перевозок, не надо доставлять сырье и вывозить готовую продукцию. Нет перевозок – снижается потребность в топливе.

Так, не вводя новые мощности по переработке, не увеличивая объем переработки, можно быстро и ощутимо насытить внутренний рынок.

Остаются домохозяйства, те самые люди, которые заправляют свои автомобили и прочие транспортные средства. Но и тут мы видим заметное остывание спроса на внутреннем рынке. Пока очевидно, что спрос на топливо в мелком опте и рознице заметно снизился. Но корректировки может внести начинающийся сезон отпусков.

Некоторые участники рынка называют цифру снижения пролива на АЗС на 20-30% и даже 40% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. На данное обстоятельство повлияла и необыкновенно теплая зима практически по всей территории России. Там, где раньше требовался прогрев транспорта, его достаточно было завести, и можно было начинать движение.

Также зримо сократился спрос со стороны сельхозпроизводителей. Обычно они старались создавать запасы на независимых нефтебазах, заранее откупать определенные объемы, чтобы в момент роста спроса (соответственно и роста цены) получить экономию за счет более раннего приобретения топлива. В нынешнем сезоне нет даже намека на то, что в каких-то регионах есть проблемы с предложением. Топлива везде много, предложение избыточно.

Высокая ключевая ставка сделала бессмысленным создание запасов, ведь проценты по кредитам съедят всю экономию. ЦБ в погоне за целевой инфляцией в 4%, остудил экономику настолько, что страна внезапно вернулась в топливное изобилие.

Народный 95-й

В прошлом году катализатором скачков цен в оптовом сегменте являлась информация об ударах по НПЗ, породившая опасения, что топлива будет не хватать. Все пытались создать избыточные запасы.

Инцидент на одном из заводов, произошедший 9 января 2024 года, привел к тому, что оптовые цены на АИ-95 держались весь высокий сезон на запредельных уровнях. Были дни, когда спред между АИ-92 и АИ-95 достигал более 20000 рублей на тонну. Аналогичное событие в 2025 году на том же самом заводе не привело к аналогичному результату. Да, спрос вырос, но ситуация быстро вернулась в спокойное русло.

Нет дефицита. Нет панических ожиданий. Нет роста цен.

Сделав выводы из уроков прошлых лет, страна наращивает производство именно АИ-95. До последнего времени народным бензином в России считался АИ-92 (прежде всего, из-за цены), а самым популярным топливом был 95-й, его потребление составляло 60% их общего производства, а производство – только 40%. Из-за этого перекоса в производстве мы и наблюдали дисбаланс в ценах.

Сейчас, производство АИ-95 составляет 50% от общего объема бензинов. Таким образом, спрос и предложение пришли в равновесие. Да, скорее всего, мы увидим в 2025 году увеличение спреда в биржевом оптовом сегменте, но он уже не будет достигать величин прошлых лет.

Что ожидать дальше? Слишком много факторов влияет на внутренний рынок, но несколько прогнозов попытаемся сделать. Если текущая политика экономического блока и ЦБ продолжится, на внутреннем рынке будет абсолютная стабильность. Цены за АЗС вырастут в рамках официальной инфляции, и никаких перебоев с топливообеспечением ожидать не приходится. На ситуацию может повлиять два фактора – ослабление рубля, тогда экспорт станет вновь привлекательным, либо смягчение кредитно-денежной политики, который приведет к росту деловой активности и, соответственно, росту потребления продуктов переработки нефти.