Бразилии и России – по пути

Вернувшийся в президентское кресло Лула да Силва берет курс на сближение с Москвой в энергетической сфере

Бразилии и России – по пути
Фото: AP

По данным BP Statistical Review 2022, совокупная добыча нефти странами Латинской Америки в 2021 году составляла 7 837 тыс. барр/сут (в том числе 5 909 тыс. барр/сут пришлось на долю государств Южной Америки и 1928 тыс. барр/сут – Мексики). Это эквивалентно, к примеру, совокупному производству Ирана и Ирака и уступает в "индивидуальном зачете" лишь США, России и Саудовской Аравии. При этом в регионе имеются существенные перспективы наращивания добычи "черного золота", связанные как с восстановлением нефтяной отрасли Венесуэлы, так и с реализацией новых проектов в Бразилии и ряде других стран. Однако голос латиноамериканских стран на международной энергетической арене звучит сегодня не так громко и уверенно, как, к примеру, голос ближневосточных монархий. С чем же это связано и как привести роль стран Латинской Америки в глобальной энергетической политике в соответствие с их ресурсным и производственным потенциалом?

Реинкарнация доктрины Монро?

Одним из самых громких событий уходящей недели стало турне министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова по странам Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Куба и Никарагуа). В ходе своей поездки по государствам региона глава российской дипломатии обсудил широкий круг экономических и политических проблем, и можно предположить, что не последнее место среди них занимали и вопросы энергетического сотрудничества.

И не мудрено, что визиты Сергея Лаврова вызвали переполох в стране-гегемоне Западного полушария – США. Как отметило издание The American Thinker, "Москва наращивает влияние в Латинской Америке из-за некомпетентности политики администрации президента США Джо Байдена, что показывает визит главы МИД России Сергея Лаврова в ряд стран региона". "Пока администрация Байдена отказывается от доктрины Монро, Россия и Китай делают все возможное, чтобы нарастить свое влияние в Латинской Америке… Теперь, конечно, страны, которые посетит (Лавров. – В. А.), являются легкой добычей для русских, поскольку отношения с ними на протяжении многих лет были стабильно хорошими", – говорится в материале.

И эта "озабоченность" обусловлена не только "подозрительной активностью русских" по соседству с США. Она связана и с тем, что США могут оказаться в гордом одиночестве в процессе наметившейся дефрагментации глобальных энергетических рынков. Вашингтону все труднее и труднее удержать в орбите своего влияния ведущих производителей и поставщиков энергетических ресурсов. И это особенно заметно на фоне той энергетической политики, которую проводит сегодня Москва.

Россия осуществляет активный "поворот на Восток", предполагающий интенсивное развитие политического диалога и экономического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китаем и Индией) и дружественными государствами других регионов. Основой такого сотрудничества становится энергетический фактор, что выражается в значительном увеличении объемов поставок углеводородного сырья из РФ на рынки стран Азии и Африки. "В текущем году (2023-м. – В. А.) в дружественные страны планируется направить более 80% экспорта нефти и 75% – нефтепродуктов", – отмечал заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак.

В перспективе расширение энергетического сотрудничества между Россией и дружественными странами может послужить надежным фундаментом как для укрепления взаимодействия в рамках уже существующих интеграционных объединений (БРИКС, ШОС и т. д.), так и для запуска новых интеграционных процессов, охватывающих и экономическую проблематику, и политическую повестку.

Перспективы деглобализации мировых рынков и формирования новых альянсов независимых государств не могут не волновать коллективный Запад и его лидера – Соединенные Штаты Америки. С одной стороны, именно Запад в последние десятилетия выступал в роли проводника идей глобализма. С другой стороны, предлагаемые им механизмы глобализации зачастую служили не для обеспечения справедливого и равноправного партнерства государств, находящихся на разных уровнях экономического развития, а для достижения мировой гегемонии США и их союзников, создания системы "нового колониализма". Теперь же эффективность подобных механизмов стремительно снижается.

Не стоит также переоценивать уровень заинтересованности США в равноправной экономической интеграции и в рамках западного мира. По сути, в роли главного экономического конкурента США выступает не Россия, не страны "коллективного Юга", не Китай или Индия. Таковым является Западная Европа, обладающая высоким уровнем развития, продвинутыми технологическими компетенциями и передовой культурой производства. Поэтому задачей США на протяжении последних десятилетий было не столько вовлечение Европы в процесс международной интеграции, сколько, наоборот, недопущение более тесного партнерства между Европой и ее восточным соседом – Россией. В 2022 году, на фоне резкого обострения отношений между РФ и Западом, данная цель США оказалась практически достигнутой.

В качестве альтернативы российским поставкам нефти и, особенно, газа, США навязывают Европе импорт собственных энергоресурсов. Дороговизна данных энергоносителей и возможность в любой момент ограничить объемы поставок под тем или иным предлогом фактически подрывают конкурентоспособность экономики ЕС по сравнению с США, лишают Европу экономической и политической субъектности.

Однако возникает вопрос: обладают ли США достаточными ресурсами для реализации подобного сценария? Несмотря на все успехи сланцевой революции, перспективы увеличения добычи нефти и газа в США все же весьма ограничены. В связи с этим перед Вашингтоном встает необходимость формирования собственных "карманных" энергетических альянсов, в которые бы вошли страны-производители углеводородного сырья, находящиеся в максимальной политической и экономической зависимости от США и лишенные возможности проводить самостоятельную энергетическую политику. В качестве первоочередных кандидатов на такую роль было бы оптимально "пригласить" те страны, которые традиционно находятся в зоне действия доктрины Монро, то есть государства Латинской Америки. Иными словами, идеальным вариантом было бы воскрешение этой доктрины в новом преломлении – как основы для очередного энергетического альянса под безраздельным господством США. Но что-то пошло не так, и сегодня страны региона с гораздо большим интересом смотрят в сторону Москвы, чем Вашингтона…

Бразилия рвется в энергетические лидеры

Первой точкой визита Сергея Лаврова в Латинскую Америку стала Бразилия. И то, что именно энергетика является одной из главных тем диалога двух стран, не подлежит никакому сомнению. Об этом прямо завил в интервью ТАСС министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра. "Наши страны накопили важные знания в нефтегазовой сфере, и возможности двустороннего сотрудничества и обмена очень велики. Так, к примеру, в 2021 году в Бразилии были приняты новые нормативно-правовые акты, регулирующие национальный газовый рынок, мы обладаем опытом в области добычи нефти на глубоководном шельфе", – подчеркнул бразильский министр. Он также отметил, что почти половину энергобаланса Бразилии (44,7%) составляют возобновляемые источники энергии – это значительно превышает соответствующий среднемировой показатель (14%). То есть сотрудничество двух стран может не замыкаться на нефтегазе, его можно расширить и на другие отрасли ТЭК.

Впрочем, энергетика – далеко не единственное направление двустороннего сотрудничества. "К примеру, основные российские агрохимические компании, для которых Бразилия – важный рынок, демонстрируют заинтересованность в увеличении инвестиций в инфраструктуру и логистику на территории нашей страны, в особенности в том, что касается каналов сбыта их продукции", – отметил Виейра.

Но, конечно, важным направлением сотрудничества должна стать координация действий двух стран на международной энергетической арене. Хотя Бразилия не входит в альянс ОПЕК+, она также заинтересована в эффективных и справедливых методах регулирования мирового рынка – в том, чтобы "не прогибаться" под "хотелки" коллективного Запада. И по мере развития НГК Бразилии данная задача будет становиться все более актуальной.

А перспективы страны в нефтегазовой сфере весьма обширны. Сейчас ведется разработка программы мер по увеличению инвестиций в нефтегазовый сектор страны, что позволит ей стать четвертым по величине производителем нефти в мире. Планируется, что ее добыча увеличится с 3 млн барр/сут в 2022 году до 5,4 млн барр/сут в 2029-м. При этом 80% сырья будет извлекаться на месторождениях, расположенных в подсолевой зоне на шельфе. Только в нынешнем году намечается ввод в эксплуатацию на шельфе страны четырех плавучих добычных установок (floating production, storage and offloading, FPSO) общей производительностью 480 тыс. барр. нефти и 29 млн куб. м газа в сутки.

Лула против доллара и мейджоров

При этом крайне важно, что вернувшийся в президентское кресло Луис Инасиу (Лула) да Силва решительно настроен противостоять экономической гегемонии коллективного Запада, в том числе и в энергетической сфере. В частности, он призвал страны БРИКС положить конец господству доллара.

"Я постоянно спрашиваю себя: почему все страны должны торговать в долларах? Почему мы не можем торговать в собственной валюте? Почему банк, такой как банк БРИКС, не может иметь свою валюту для того, чтобы финансировать торговые отношения между Бразилией и Китаем, между Бразилией и другими странами?" – задавал риторические вопросы Лула в ходе своего недавнего визита в Китай.

Одновременно "новый старый" бразильский президент ведет наступление на западных мейджоров, давно стремящихся поставить под свой контроль перспективные проекты в этой южноамериканской стране. В частности, в марте Лула объявил о введении на четыре месяца (с марта по июнь) налога на экспорт сырой нефти в размере 9,2%. Иностранные нефтяные компании – Repsol, TotalEnergies, Shell, Equinor и Galp – обратились в федеральный суд с требованием отмены данного решения. В свою очередь, ExxonMobil, согласно данным ряда СМИ, и вовсе намерена уйти из Бразилии. Это объясняется якобы неуспехом геологоразведочных работ на шельфе, которые вела корпорация. Но вполне возможно, что в отличие от своих коллег-мейджоров Exxon ясно поняла: направление ветра поменялось, и теперь в Бразилии будут все менее рады присутствию американских корпораций.

Кроме того, Лула отменил приватизацию крупных государственных компаний, начатую его предшественником Жаиром Болсонару. Помимо прочих активов, теперь в госсобственности останутся национальная нефтегазовая корпорация
Petrobras и компания Pre-Sal Petroleo SA (PPSA).

Таким образом, вектор бразильской политики очерчен довольно однозначно – развитие национального нефтегазового комплекса с опорой прежде всего на собственные ресурсы и возможности, а также защита интересов страны перед лицом западных компаний и государств. И при реализации такой стратегии Бразилии, несомненно, понадобятся надежные партнеры на глобальном энергетическом рынке, главным из которых может стать Россия.

 

 

Об авторе

Валерий Андрианов
Валерий Андрианов
Доцент финансового университета при Правительстве РФ
Все статьи автора

Аналитика на тему