Без вины виноватые
Проблему некачественного топлива надо решать путем усиления контроля за производством и транспортировкой нефтепродуктов
Термин "качество продукции" имеет несколько различных определений. Например, в стандарте ГОСТ 15467-79 содержится следующая формулировка: "Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением". А в стандарте ИСО 8402-86 дается такое определение: "Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя". В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015 говорится: "Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям". Таким образом, даже из определения видна относительная условность качества. Если вы находитесь в пустыне и умираете от жажды, требования к качеству воды будут одни. При покупке воды в магазине – другие. Хотя потребность в воде одна в обоих случаях. Поэтому изначально необходимо принять во внимание относительность и субъективность характеристики качества и ее обусловленность окружающей действительностью.
Вечный вопрос
Вопрос качества топлива актуален постоянно. Однако суждения потребителей о качественности горючего далеко не всегда объективны. Бензин, дизельное топливо, СУГ, любые другие нефтепродукты даже на одном нефтеперерабатывающем заводе могут быть произведены из сырья разного качества (мы не говорим в терминах "плохой" или "хороший", поскольку характеристики этого сырья находятся в рамках требований ГОСТа, но даже самый жесткий стандарт допускает вариативность параметров, не влияющую на итоговое качество продукции). К тому же сырье может быть разное – допустим, нефть или газовый конденсат, или смесь двух этих продуктов. Соответственно, какие-то характеристики бензина могут отличаться, не выходя за рамки требований стандартов.
К примеру, "тяжелый" бензин с высокой плотностью – плюс для потребителя, поскольку на одном литре можно проехать большее расстояние, чем на "легком" горючем. Однако для продавца нефтепродуктов, который покупает тоннами, а продает литрами, это минус: чем тяжелее бензин, тем меньше литров из тонны получится. Причем на характеристики продукта по ГОСТу это не влияет – бензин правильный, гостовский.
Однако постоянно слышны разговоры о том, что бензин в России – плохой, смешан неизвестно с чем (тут сразу вспоминается персонаж из фильма "Джентльмены удачи", который смешивал горючее с ослиной мочой), дизтопливо – замерзает, двигатель после заправки – "не так" работает. Попробуем разобраться, насколько реальны такие ситуации, присутствует ли на рынке некачественное топливо, как это выявить и что возможно с этим сделать.
АЗС стали "крайними"
Как показывают исследования последних нескольких лет, доля некачественного бензина в РФ стремится к нулю. Это подтверждается и проверками Росстандарта, и независимыми системами мониторинга. Однако слухи о "бодяжном бензине" до сих пор волнуют общественное мнение. Если кто-либо сообщает (в частном разговоре или в соцсетях), что в бак его машины залили некачественное горючее (ну или ему просто так показалось), то рядовой обыватель тут же поддерживает "потерпевшего" и приводит аналогичные случаи, произошедшие с ним самим, соседом, кумом, сватом и т. д. Сразу же звучат призывы наказать виновников, а именно – автозаправочную станцию, которая что-то не то продала уважаемым гражданам.
Как известно, АЗС – конечное звено в цепи реализации продукции топливно-энергетического комплекса России или Белоруссии (поскольку топливо из других стран на территорию РФ практически не попадает). Но мы прекрасно понимаем, что горючее производится не на самих автозаправках, а на нефтеперерабатывающих заводах. Причем НПЗ выпускают не только бензин и дизель, но и специализированные виды нефтепродуктов для отопления (мазут), топливо для судовых двигателей, растворители, нафту для дальнейшей переработки на нефтехимических предприятиях и т. д. Все это – легальная номенклатура, которая не запрещена к обороту ни в России, ни в любой другой стране мира. Однако ключевой вопрос состоит в том, могут ли использоваться в качестве моторного топлива другие схожие продукты, полученные на НПЗ?
Теоретически и практически – да. Дизель, печное и судовое топливо – это одна и та же дизельная фракция, различающаяся по степени очистки. Моторный бензин, нафта, растворитель – это тоже одна и та же бензиновая фракция, только либо дополнительно подготовленная к использованию в качестве моторного топлива, либо не подготовленная и применяемая в других технологических процессах.
Ограничений по оптовой реализации нефтепродуктов не существует. Поэтому нелегальные изготовители нефтепродуктов могут закупать любые фракции вагонами и автоцистернами, затем смешивать их на нефтебазах, подменять документы и продавать полученную смесь под видом автомобильного бензина или дизельного топлива. Тем самым и государство несет ущерб из-за неуплаченных акцизов, и потребитель приобретает некачественное топливо. Однако в данном случае сложнее всего приходится АЗС, которым необходимо либо проверять качество каждой партии топлива, не доверяя паспорту, либо терпеть убытки вследствие предъявляемых клиентами претензий.
Найти настоящих виновников
Автозаправочные станции, принадлежащие вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), безусловно, работают только с проверенными поставщиками и нефтебазами, где риск получения некачественного топлива сведен к нулю. Что же касается собственников небольших сетей или отдельных АЗС, то диспаритет между оптовыми и розничными ценами стимулирует их искать поставщиков нефтепродуктов с минимальными ценами. А это повышает риски получения некачественного продукта под видом моторного топлива.
В то же время государственная система проверки качества топлива носит однобокий характер – виноватой в случае нарушения всегда является АЗС. То есть все риски лежат именно на этом конечном звене розничной торговли нефтепродуктами. Поиск поставщика некачественного горючего, приостановка его противоправной деятельности в зону ответственности проверяющих не входят. Да и оборот товаров – субститутов моторного топлива не запрещен. Таким образом, сама отечественная система производства и реализации топлив, не относящихся к моторным, создает финансовые риски для АЗС и рядовых потребителей. Что же необходимо сделать, чтобы свести данные риски к нулю?
Псевдообщественные организации, ратующие за "чистоту рынка", предлагают увеличить количество проверок АЗС. Росстандарт придумывает новые методы проверок типа "тайного покупателя" и "карты АЗС с указанием, где попадалось в ходе проверок некачественное топливо". Однако это поверхностный взгляд, не решающий проблемы в корне.
Как мы уже выяснили, из воздуха нефтепродукты не появляются, они выпускаются на НПЗ (товарный газоконденсат и дизельная фракция в небольших объемах производятся также на некоторых добычных предприятиях). Поэтому логично было бы выстроить систему контроля качества на этапе производства, транспортировки и оптовой реализации нефтепродуктов. Продукция типа печного или судового топлива должна отгружаться только покупателям, имеющим реальные мощности по их потреблению (либо котельные, либо объекты по бункеровке). Да и подключение Федеральной налоговой службы к контролю за такими топливами поможет предотвратить их выход на свободный рынок. Также необходимо усилить надзор за транспортировкой любых видов немоторного горючего. С учетом высокого уровня цифровизации и наличия возможности отслеживать любые маршруты транспортировки данная задача не является неосуществимой. Налаживание контроля за производителями и отгрузками нефтепродуктов мгновенно решит вопрос нелегального производства моторного топлива. А заодно и поможет АЗС избавиться от образа главных виновников в реализации некачественного горючего.