В условиях рыночной экономики предполагается, что стоимость товаров и услуг определяется балансом спроса и предложения. Примером такого процесса является биржа, где покупатели и продавцы пытаются найти оптимальную цену, устраивающую обе стороны. Сделки на бирже давно перестали представлять реальный процесс покупки товаров или услуг. Главное место по объемам торгов занимают финансовые инструменты — фьючерсы. Последние тоже являются математической величиной — математическим ожиданием значения величины стоимости товара или услуги в ближайшем или не очень будущем. Однако формирование ожиданий складывается не только из безусловного поведения участников фьючерсного рынка, но и из реальных факторов, влияющих на физические поставки топлива.
Реальные факторы
К реальным факторам влияния на цену можно отнести снижение спроса со стороны потребителя, остановку завода-производителя, проблемы в поставках по железной дороге, природные катаклизмы, влияющие на сроки доставки. К реальным факторам относятся и запасы товаров, находящиеся на рынке. С этим фактором постараемся разобраться несколько подробнее.
Жизненный цикл товара состоит из процесса производства, хранения и потребления. Представляем это очень упрощенно. Соответственно, на цену товара на бирже и не только влияют объемы производства (чем больше производят, тем ниже будет цена), объемы потребления (чем меньше потребляют, тем выше затраты на производство, но есть необходимость снижения цен), и запасы.
Для российского рынка нефтепродуктов категория запасов топлива никогда не была, да и в ближайшее время не будет, значимым фактором. Это происходит по ряду причин.
Данные о запасах топлива в России являются секретной информацией, не подлежащей публикации в открытых источниках. Равно, как и закрытое предоставление по подписке от специализированных агентств на сегодня ограничено (либо вообще прекращено). Соответственно, меньше знаешь — крепче спишь. Или по-научному — отсутствие информации не влияет на принятие решения.
Однако и до закрытия данные о запасах для участников рынка не влияли на процесс принятия решений.
Что такое запасы
Официальные данные о запасах нефтепродуктов в России касались только бензина и дизельного топлива. О тех же сжиженных углеводородных газах (СУГ) информации не было, хотя СУГ более рыночный продукт, зависящий от мирового рынка, а не решений регуляторов. Те данные, которые представлялись официальными органами, содержали информацию о топливе, принадлежащем вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК).
По причине отсутствия документов, обязывающих предоставлять информацию о запасах топлива, а самое главное — отсутствию единой информационной системы ТЭК, в которой такие данные автоматически генерировались бы с датчиков объема на всех АЗС и нефтебазах, информацию предоставляли считанные единицы независимых игроков. Поэтому данные о запасах равнялись данным о запасах ВИНК. И все.
Посчитать объемы независимых участников практически невозможно. Во-первых, из-за отсутствия норм права, а во-вторых — из-за отсутствия инструментов подсчета. Теоретически можно посчитать объемы поставок железнодорожным транспортом. В этом сегменте существует четкое отслеживание и объемов, и сроков. Однако движение по воде, автомобильным транспортом не поддается учету.
Собственно, отсутствие целостной, достоверной и открытой информации о запасах, как и в целом по рынку, является основным препятствием для полноценного запуска срочного рынка в России.
Мы точно не знаем количества заправок, точного размера объемов хранения топлива на АЗС (многие заправки имеют достаточно большие, до нескольких сотен тонн резервуары), точных объемов реализации. А главное — отсутствует оперативная онлайн-информация об изменениях данных параметров.
Что нужно?
Таким образом, ситуация с данными о запасах в нашей стране достаточно противоречивая. С одной стороны, они закрыты. Их нет. Наверное, тема для обсуждения и анализа закрыта. С другой стороны — рано или поздно данные будут открыты. И к этому времени необходимо подготовиться.
Во-первых, необходима единая государственная информационная система ТЭК. Ведь получилось же с молочной продукцией, алкоголем? С нефтепродуктами все гораздо проще — нет необходимости наносить коды на каждый литр бензина. Установка датчиков контроля объема на все емкости и наливные устройства решает вопрос за год или меньше. И у регуляторов — оперативные и достоверные данные о рынке.
Во-вторых, независимые участники, раз государство пока не решило данный вопрос, могут объединиться и начать рассчитывать собственные данные. Это реальный инструмент влияния на рынок, значимый довод в разговорах с ФАС и Минэнерго.
В-третьих, по косвенным показателям мы можем рассчитывать данные запасов. Но неполнота информации также может приводить к неверным выводам и решениям.
Без данных о запасах развитие рынка невозможно. Как и принятие верных решений. Без целостных данных мы получаем существующую картину — регуляторы рапортуют о запасах, но это не оказывает влияния на рынок, так как субъекты экономической деятельности не понимают значения этих данных. Да, все эксперты пользуются, но в условиях отсутствия иных вариантов.
Самое главное. Есть запасы, нет запасов — на стоимость бензина на АЗС это никак не влияет. Запасы топлива играют значительную роль в ценообразовании в странах, которые импортируют топливо. В России переработка нефти избыточна, и отсутствие запасов компенсируется работой нефтеперерабатывающих заводов, которые производят каждый день больше топлива, чем мы потребляем. Так что гражданину нашей страны можно не беспокоиться, бензин будет. А вот участникам рынка и регуляторам беспокоиться уже пора — в информационную эру принимать решения без достаточного информационного обеспечения управления уже не плохо, а преступно.