Антимонопольная суета
Способствуют ли действия ФАС стабилизации топливного рынка?
Можно вечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как ФАС и Минэнерго борется с ростом цен на топливо. На прошлой неделе прошло очередное совещание, был заслушан очередной доклад о том, как топливный кризис победили и "серых" экспортеров одолели, и вот, наконец, последовала новая серия мер, направленных на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке топлива. Но насколько эти меры будут эффективны?
Как следует разобраться и наказать кого попало
Напомним, по итогам совещания Правительства были приняты следующие решения. Во-первых, коэффициент демпфера был изменен с 0,5 до 1,0, что позволит нефтяным компаниям получить компенсацию выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке. Во-вторых, скорректированы требования к нефтяникам по реализации дизеля и бензина 5-го класса на биржевых торгах. Так, по продажам бензина доля увеличена с 13 до 15%, дизеля – с 9,5 до 12,5%. В-третьих, Правительство сняло ограничения на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом – при условии, что компания поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива. Одновременно введена заградительная пошлина в размере 50 тыс. рублей за тонну для экспортеров, не являющихся производителями. Таким образом, за один месяц мы увидели стремительное развитие ситуации – от заявлений типа "на рынке все стабильно, топлива достаточно" к введению фактического эмбарго на экспорт горючего за пределы РФ. И иначе как суетой эти метания трудно назвать.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба бодро отчиталась о возбуждении целой серии дел "по итогам первичных проверок" в отношении шести компаний и одной некоммерческой ассоциации. Суммарная выручка данных "нарушителей" в 2022 году составила солидную сумму – 1 трлн рублей. В эту группу вошли трейдинговое подразделение крупной нефтяной компании ("Газпромнефть – Региональные продажи"), два независимых НПЗ (Ильский НПЗ им. А. А. Шамара и "Славянск ЭКО") и три сбытовых предприятия ("Осколнефтеснаб", "Гудвил-А", "Реалграмм"). При этом общая выручка последних – 3,5 млрд рублей, то есть 0,35% от общей суммы в 1 трлн.
Тем самым участникам рынка было указано, что "неприкасаемых нет". Однако если дочернее предприятие ВИНК с большой долей вероятности пройдет проверку без больших последствий для себя (в самом худшем случае отделается штрафом, который будет мизерным в сравнении с прибылью организации), то на остальных участников рынка подобные меры ложатся тяжелым бременем.
Некоторым предприятиям действия ФАС грозят полной остановкой деятельности и ликвидацией юридического лица. Совершенно точно можно утверждать, что три компании с суммарной выручкой 3,5 млрд рублей не могли оказать существенного воздействия на события, которые развернулись на топливном рынке в июле–августе – не тот масштаб деятельности.Кроме того, некоторые компании были обвинены ФАС в реализации топлива по завышенным ценам. Обвинение нелогичное: вроде как мы тридцать лет строим рыночную экономику, и с высоких трибун нас постоянно призывают зарабатывать больше. Да и в уставе любой коммерческой организации записано (в соответствии с законом), что основной целью юридического лица является извлечение прибыли. А если прибыли нет, то к тебе непременно придет Федеральная налоговая служба и будет задавать неудобные вопросы. А тут обвинение как раз в том, что компания слишком много зарабатывает. К тому же термин "завышенные" означает, что есть "не завышенные". Почему бы тогда ФАС не опубликовать документ, в котором будет четко зафиксировано, какие цены будут считаться "законными".
Своей суетой и попытками регулировать цены в секторе экономики, который вроде бы считается рыночным, ФАС вносит дезорганизацию и произвол.
Владельцам нефтебаз и независимых сетей АЗС проще замотать шланги, уволить сотрудников и остановить деятельность. Потому что совершенно непонятно, нарушаешь ты закон или нет, реализуя топливо покупателям.
Наконец, 5 октября ФАС направила письмо вертикально интегрированным компаниям и независимым сетям АЗС о необходимости снизить стоимость реализации нефтепродуктов и потребовала предоставить информацию о выполнении этой меры. В письме содержится угроза применить к тем, кто не снизит цены, карательные меры в виде возбуждения антимонопольных дел.
Куда идти, когда некуда идти?
Таким образом, ФАС занимается созданием бумажного "девятого вала" требований, а Правительство тем временем устраивает "регуляторные качели". То есть сначала уменьшает демпфер в два раза (потому что бюджету очень нужны деньги), а потом возвращает его к исходным параметрам (потому что своими действиями оно спровоцировало рукотворный кризис на топливном рынке). Сначала запрещает экспорт, а потом его частично разрешает. К чему привели эти качели, прекрасно известно – к дефициту топлива внутри России, росту цен в рознице и ценовым горкам в оптовом секторе.
Иными словами, у нас пока нет системного решения и четко определенных приоритетов. Не ясно, что важнее: сдерживание цен на АЗС не выше уровня инфляции или наполнение бюджета всеми возможными и невозможными способами. А значит, мы так и будем барахтаться между бравурными заявлениями типа "топлива в избытке, все хорошо" и пожарными мерами в стиле "цены, стой, раз, два!", приводя в изумление всех участников рынка и потребителей топлива. Пока мы не знаем, куда идем и что хотим получить на выходе, мы обречены на повторение весенних и осенних кризисов. То есть будем каждый раз удивляться наступлению зимы в декабре и тушить пожар керосином.
Не выйти на самих себя…
Что мы видим в последнее время на рынке? За неделю с 25 сентября по 1 октября экспорт нефти из России морским транспортом подскочил на 24% и достиг трехмесячного максимума. Экспортная альтернатива на российскую нефть составила 65 тыс. рублей (см. рисунок).
То есть это размер нетбэка для внутреннего рынка. Можно взять калькулятор и посчитать, насколько интересно будет для ВИНК переработать эту нефть, купленную у себя же по 65 тыс. рублей за тонну, и затем продать внутри страны полученный бензин (при акцизе 14 345 на тонну) или дизель (акциз – 9 938 на тонну). Впрочем, и так ясно, что это глубоко отрицательный результат. Наверное, единственное разумное решение в сложившейся ситуации – отрегулировать нетбэк за счет экспортной пошлины, которая в сентябре 2023 года составила $21,4 за тонну, или – в переводе на национальную валюту – скромные 2140 рублей. Благодаря внешней конъюнктуре эту пошлину есть с чего заплатить.
Повышение пошлины позволит существенно пополнить бюджет, сделает привлекательной переработку нефти внутри страны, но при этом все еще позволит зарабатывать экспортерам нефти (конечно, если эта пошлина не будет чрезвычайно высокой, запретительной). Если же не прибегнуть к данной мере, то мы в самое ближайшее время столкнемся с отрицательной маржой в нефтепереработке и со стремлением нефтяных компаний всеми возможными способами отправить сырье на экспорт. Даже если соответствующий запрет не будет снят или смягчен, то обходные способы найдутся. Например, можно производить больше газойля и нафты и отправлять их за рубеж. В итоге внутренний рынок окажется "осушен". А ФАС, видимо, снова будет обвинять во всем тех самых независимых игроков, которые в силу своих скромных размеров не могут оказать существенного воздействия на рыночную ситуацию. Ведь они – очень удобные мишени для критики. А если чиновники займутся поиском истинных причин перманентных топливных кризисов, то они рискуют выйти на самих себя…