$45 за баррель — реальны?

Новые страшные угрозы Еврокомиссии и перспективы пересмотра потолка цен

$45 за баррель — реальны?
Фото: shutterstock.com

Еврокомиссия 20 мая 2025 года ввела 17-ый пакет санкций, в который включила 189 судов: 183 нефтеналивных, а также три танкера-газовоза СПГ под флагом Мальты, которые подозреваются в работе на проекте Арктик СПГ-2, два судна-тяжеловоза (Nan Feng Zhi Xing под флагом Гайаны и Ocean 28 под флагом Панамы), ранее перевозившие модули для СПГ-завода Арктик-СПГ-2 и одно дноуглубительное судно (драга Tong Yuan под флагом Китая). Несмотря на неэффективность каждого предыдущего пакета санкций, продолжается ввод новых.

История

Санкции против Советского Союза вводили и после Второй мировой войны. В 1948 году Соединенные Штаты ограничили поставки в СССР стратегических товаров, еще через год по инициативе Вашингтона был создан специальный международный комитет по контролю за экспортом технологической продукции в социалистические страны.

Еще одну волну санкций спровоцировало строительство нефтепровода "Дружба" в 1960-х годах: тогда Вашингтон вынудил страны Запада запретить поставку в СССР необходимых труб, но эмбарго было отменено из-за давления европейских производителей.

В последующие десятилетия США вводили против СССР множество санкций, включая зерновое эмбарго, запрет на поставки нефтегазового и электронного оборудования, а также запрет на использование американского воздушного пространства. Но это не сработало.

После распада СССР все крупнейшие западные компании двинулись в Россию, но начиная с 2022 года их долю прочно заняли предприятия из дружественных стран.

 "Серая" потолочная схема

ЕК не в состоянии контролировать исполнение введенных санкций, а утверждение новых необходимо ей для информационного давления на собственное население, развития деятельности по разрушению мифической российской угрозы и реализации амбиций действующего истэблишмента.

В настоящее время Еврокомиссия при поддержке ведущих государств Европейского союза, включая ФранциюГерманию и Италию, добивается резкого снижения потолка цен на российскую нефть с $60 до $45 за баррель, но пока не получила единогласной поддержки всех 27 стран сообщества.

Надо понимать, что санкции – это меры, противоречащие международным правовым нормам, они не нашли поддержки со стороны основных покупателей российских ресурсов.

Ограничение действует только на рынке первичных продаж, вторичные продажи российской нефти могут осуществляться по рыночным ценам.

Такая "серая" потолочная схема дает необоснованное обогащение промежуточным трейдинговым компаниям, которые накапливают на своих счетах разницу между дисконтированной стоимостью на рынке первичных продаж и стоимостью реализации на рынке вторичных продаж, при этом западные компании под воздействием санкций не участвуют в разделе российского экспортного "пирога".

Таким образом, результаты санкционного давления оказались не на стороне инициаторов. Под давлением санкций российскими компаниями разработана и внедрена "программа лояльности" для дружественных стран с предложением индивидуальных скидок партнерам, заинтересованным в долгосрочном сотрудничестве.

Итоги санкционного давления и потолка цен

Санкционное давление на энергетический сектор России сработало не в направлении снижения спроса на российскую нефть, а лишь спровоцировало рост продаж на новых рынках.

В период усиления санкционного давления и переориентации мировых нефтегазовых грузопотоков российские трубопроводные системы, ориентированные на конкретные рынки сбыта, оказались более уязвимыми. Они потеряли часть грузопотока, направлявшегося в недружественные страны. В то же время поставки морским путем, обладающие маневренностью, позволили в короткие сроки изменить направления поставок.

На протяжении трех десятилетий постсоветской истории Россия, по сути, поддерживала экономики стран Евросоюза за счет надежных поставок энергоресурсов по выгодным ценам. После того как страны ЕС и США начали проводить недружественную стратегию в отношении РФ, ввели эмбарго и потолок цен, это "бумерангом" ударило по экономике ряда западных стран, привело к росту затрат на энергоносители в Еврозоне, в зоне ЕС закрылись энергоемкие предприятия, рост стоимости энергии.

В итоге Запад пострадал от собственных ограничений гораздо больше, чем Россия. Теперь Европа вынуждена приобретать ресурсы по высоким мировым ценам, да к тому же с завышенной стоимостью фрахта за счет удлиненного маршрута доставки. Произошел выход западных компаний из российского бизнеса, потери значительной части выручки и контроля за оборотами российских ресурсов.

Кто вредит

По факту российскому бизнесу вредят не санкции, а зарубежные ценовые агентства, именно они публикуют дисконты, которые используются инопокупателями российских энергоресурсов.

Согласно консолидированным данным участников рынка, средневзвешенные дисконты на российские маркерные сорта нефти к цене эталонного сорта Brent по состоянию на 27.05.2025 оцениваются на уровне:

Согласно консолидированным данным участников рынка, средневзвешенные дисконты на российские нефтепродукты в портах Балтийского моря к цене на рынке Роттердамском в течение 2025 года достигали наиболее высокого уровня по нафте, являющейся самым высоко востребованным сырьем для нефтехимической отрасли, что связано с бумерангом от санкций – мощности энергоемких предприятий в Европе сокращаются.

В заключение следует особо отметить, что ценовые потолки не подпадают под системы приемлемого международного регулирования в условиях отсутствия согласия регулируемой страны и импортеров, не присоединившихся к таким ценовым ограничениям.

Драйвером разгона цен на российские энергоресурсы, сокращения дисконтов может стать развитие конкурентной торговли на российских и международных биржевых площадках.

При этом Россия обеспечивает 5% мировых экспортных потоков нефти и 7% мировых экспортных потоков нефтепродуктов по выделенной номенклатуре, обеспечивая значимый вклад в энергобезопасность крупнейших мировых держав.

Любое искусственное "расшатывание" цепочек поставок за счет санкций может спровоцировать единовременное значимое сокращение экспорта российских нефтеналивных грузов на внешние рынки, что сразу отразится на мировых ценах и опять сработает не в пользу инициаторов ужесточения рестрикций.

Об авторе

Тамара Сафонова
Тамара Сафонова
доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора»
Все статьи автора

Статьи на тему