Urals остаётся в Индии
Индия и Россия: эффективность поставок энергоносителей и защита национальных интересов

Министр нефти Индии Хардипа Сингх Пури заявлял, что Индия готова оперативно удовлетворить свои нефтяные потребности за счет альтернативных источников, если импорт из России пострадает от возможных вторичных санкций. Нью-Дели давно диверсифицировал поставки, увеличив количество стран с 27 до 40, отметил он. А позже в мировых СМИ появились новости о якобы имеющем место отказе индийских государственных компаний от российского сырья. Но уже 3 августа крупнейшие агентства вынуждены были сообщить, что "Индия не давала своим нефтеперерабатывающим предприятиям указаний прекратить закупки российской нефти". Российской сырье исключительно важно для Нью-Дели, и отказаться от него будет сложнее, чем от углеводородов из США.
Реально ли заместить российские ресурсы
Если до ввода в действие санкций коллективного Запада в 2021 году Индия закупала у России 4,5 млн тонн нефти и 2,1 млн тонн нефтепродуктов, то в 2022 году российско-индийская дружба настолько укрепилась, что импорт нефти за год возрос в 8,2 раза, а нефтепродуктов – в 3,5 раза. В 2022-м он составил 37,0 млн тонн нефти и 7,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2023-м – 81,8 млн тонн нефти и 8,7 млн тонн нефтепродуктов, в 2024-м – 87,5 млн тонн нефти и 5,1 млн тонн нефтепродуктов.
Причиной такого ажиотажного спроса стал дисконт на российскую нефть и нефтепродукты на фоне ввода в действие санкций, начиная с февраля 2022 года. До этого на протяжении трех десятилетий российские компании нефтегазового сектора формировали эффективные цепочки поставок, сокращая количество посредников и реализуя нефтяное сырье крупнейшим международным компаниям – собственникам зарубежных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), большая часть которых являлись резидентами стран ЕС и США.
Своими санкциями страны Запада запретили, прежде всего, собственным резидентам участвовать в сделках по реализации российских энергоресурсов, соответственно, вся выручка ушла в юрисдикции дружественных для России стран.
Цена эталонного сорта ближневосточного сорта нефти Dubai, являющегося ориентиром цены для рынка Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и цена на нефть Urals в порту Приморск, начиная с 2022 года, имела значимый разрыв и колебалась от 8% до 34%.
Нефть из России в Индию транспортируется морским транспортом через порты Новороссийск, Приморск, Усть-Луга, Мурманск, терминал Козьмино порта Восточный, терминал Южная Озереевка по системе Каспийского трубопроводного консорциума, а крупнейшими индийскими портами по объёмам перевалки российской нефти являются Сикка, Вадинар и Вишакхапатнам.
При этом основной объем закупаемой Индией нефти формируется за счет приобретения наиболее дисконтированного сорта Urals. В июне 2025 года доля Индии в закупке этого российского сорта составила 54%.
При этом разница в стоимости нефти в российском порту Приморск и в портах Индии не является фиксированным значением и зависит от стоимости фрахта, политического/санкционного давления, особенностей страхования и договоренностей в области ценообразования.
В декабре 2024 года Reliance Industries, которая управляет крупнейшим НПЗ Jamnagar Refinery, и ПАО "Роснефть" – подписали контракт на десять лет (с возможностью продления на следующие десять лет) по поставке нефти марки Urals и мазутов общим объёмом 68 тыс. тонн в сутки, что соответствует 24,8 млн тонн в год или 248 млн тонн на время действия контракта.
По соглашению "Роснефть" ежемесячно будет поставлять от 20 до 21 партий нефти (дедвейтом от 80 тыс. до 100 тыс. тонн) и 3 партии мазута (дедвейтом около 100 тыс. тонн). Анонсировано, что цена на нефть с учетом доставки до порта покупателя привязана к ценовому маркеру Dubai с дисконтом 3 доллара за баррель.
Индия 22 января 2025 года разрешила российской страховой компании "Согласие" предоставлять морское страхование танкерам, заходящим в индийские порты (разрешение действует до 20 февраля 2026 года). Также продлен срок действия разрешения, выданного компаниям "Согаз Страхование", "АльфаСтрахование" и "ВСК Страхование", на пять лет – до февраля 2030-го.
Индийский нефтяной баланс
Баланс нефти в Индии в 2024 году включал:
- собственную добычу в объеме 33 млн тонн,
- импорт – 238 млн тонн,
- общее потребление нефти в стране – 257 млн тонн,
- дополнительный балансирующий объем – 14 млн тонн, вероятно, экспортируется или размещается на хранение.
Основными поставщиками нефти в Индию в 2024 году стали:
- Россия с долей 37% или 88 млн тонн,
- Ирак с долей 21% или 50 млн тонн,
- Саудовская Аравия с долей 13% или 31 млн тонн.
Начиная с начала 2023 года Россия стала ведущим поставщиком сырой нефти в Индию, Ирак переместился с первого места в 2022-м на второе, Саудовская Аравия замыкает тройку ведущих поставщиков нефти.
Возвращаясь к заявлению министра нефти Индии Хардипа Сингх Пури о том, что "Индия готова оперативно удовлетворить свои нефтяные потребности за счет альтернативных источников, если поставки из России пострадают от возможных вторичных санкций", отмечу, что заместить 88 млн тонн российской нефти теоретически возможно, вернувшись к структуре поставок, действовавшей до 2021 года. Но такое замещение точно не будет эффективно для Индии.
Индийский баланс нефтепродуктов
Баланс нефтепродуктов в Индии в 2024 году включает:
- собственное производство в объеме 277 млн тонн,
- импорт – 57 млн тонн,
- экспорт – 90 млн тонн,
- общее потребление нефтепродуктов в стране может оцениваться на уровне 244 млн тонн.
Основными поставщиками нефтепродуктов в Индию в 2024 году стали:
- ОАЭ с долей 24% или 14 млн тонн,
- США с долей 17% или 10 млн тонн,
- Саудовская Аравия с долей 12% или 7 млн тонн
Пострадает ЕС
Основными импортерами индийских нефтепродуктов в 2024 году стали страны Европы с долей 31% или 28 млн тонн.
А 18 июля 2025 года Еврокомиссия утвердила новый "карающий" пакет санкций против России. В него ожидаемо вошли плавающий потолок цен на нефть и снижение его с 60 до 47,6 доллара за баррель, а также запрет на продажу нефтепродуктов из российского сырья и прямые санкции против индийского НПЗ "Вадинар", где миноритарная доля принадлежит "Роснефти".
Но при этом определить происхождение нефти в индийских нефтепродуктах, поступающих на европейский рынок, практически невозможно, так как в корзине индийских НПЗ несколько поставщиков нефти, а сами рестрикции ложатся ценовым бременем не на Еврокомиссию, принимающую решение, а на европейских конечных потребителей.
Объем переработки нефти в Индии (ориентировочно 277 млн тонн в год) подтверждает высокую маржинальность индийских НПЗ от переработки российской нефти и дальнейшего реэкспорта нефтепродуктов, в частности, в Европу.
При этом амбициозной государственной целью Индии является увеличение мощностей нефтепереработки до 500 млн тонн нефти в год. Однако такие мощности могут оказаться невостребованными на фоне роста перерабатывающих отраслей в странах-производителей нефти.
Страшные вторичные санкции США
Помимо 18-го пакета санкций ЕС в июле 2025 года еще и президент США Дональд Трамп заявил о наложении вторичных пошлин до 100% на страны, покупающие российскую нефть, если в течение 50 дней не будет достигнуто соглашение о прекращении военных действий между Россией и Украиной.
Торговые войны США приводят к нестабильности мировых цепочек поставок, тянут за собой увеличение финансовой нагрузки на американских потребителей и предприятия, а также могут впоследствии привести к цепной реакции для американской и мировой экономик.
Индия заинтересована в обеспечении стабильных поставок углеводородного сырья для развития собственной экономики и может скорее отказаться от углеводородов из США, чем из России, однако дипломатические и торговые отношения с Соединенными Штатами имеют большое значение для любого государства.
При этом опыт российско-индийского сотрудничества демонстрирует исполнение сторонами обязательств в полном объеме в рамках заключенных долгосрочных межправительственных соглашений.
Западные страны не готовы признать неэффективность первичных и вторичных санкций против России, которые по факту работают позитивно на трейдинговый, логистический и страховой бизнес дружественных для России стран, и по сути, исключили собственных (западных) резидентов из комплекса услуг по поставке российских энергоресурсов на мировые рынки, снизив торговые обороты, налоговые поступления, возможности использования эффективной логистики и развития экономики.
Для стран-импортеров российских энергоресурсов текущая западная санкционная политика – это уникальное окно возможностей, которое будет и дальше использоваться.
Подводя итог, отмечу, что антироссийские санкции не способны оказать какое-либо влияние на политику стран БРИКС, которые продолжают следовать курсу на защиту своих национальных интересов и эффективность поставок энергоносителей. Исторический опыт показывает: страны, отказавшиеся от российских энергоносителей, переживают экономическую стагнацию, а возврат к сотрудничеству становится затруднительным.
Даже если предположить, что такой крупный импортер, как Индия, переориентируется на приобретение ресурсов из альтернативных источников в ущерб своей экономике, произойдет оперативная трансформация российских грузопотоков и выстроится очередь со стороны новых заинтересованных покупателей, которые готовы приобретать эксклюзивный дисконтированный российский продукт, предлагая при этом лучшие контрактные условия.