Не переставая удивляться непродуктивностью санкционного давления коллективного Запада, которое дало мощный виток развития промышленному и экономическому сектору России и объединившихся вокруг России дружественных стран, хотелось бы отметить очевидный факт, что выходы западных партнеров из совместных с российскими предприятиями проектов означают долгосрочный отказ от развития на перспективной ресурсно-производственной российской территории.
На смену доллару
В связи с высоким государственным долгом США существует вероятность рецессии не только в Соединенных Штатах, но и в странах, наиболее связанных с их экономикой и большой долей взаиморасчетов в долларах.
Санкционная стратегия – это амбиции политиков, но тем западным компаниям, которые участвовали в российском бизнесе и вышли из экономически прибыльных проектов, со временем придется признать, что эти политики не смогли оценить последствия санкций в виде наблюдаемой рецессии в экономике своих стран и не смогли обеспечить бизнесу компенсацию тех значимых потерь, которые они понесли в результате выполнения таких санкций.
После отключения в 2022 году России от системы SWIFT, был спровоцирован вектор развития множества финансовых инструментов и института посредников, что в конечном счете увеличило расходы на комиссию, межкурсовые спреды и стоимость импортируемых товаров и удлинило сроки транзакций.
Санкции коллективного Запада не только сократили мировые обороты в долларах и евро, но и привели к активизации торговли в валютах дружественных России стран. Уже сейчас евро и доллар не являются доминирующими валютами контрактов по российским ресурсам и товарам, при этом возросла значимость альтернативных валют.
Снижение зависимости от американской валюты в международных расчетах является важным фактором независимости экономического развития стран.
В настоящее время реализация нефти и нефтепродуктов производится в основном в дружественные и нейтральные страны в валютах стран-импортеров и в рублях.
Индия закупает российские ресурсы не только в рублях, но и в дирхамах ОАЭ, турецких лирах и китайских юанях. И парадигма, навязанная зарубежными СМИ, о невозможности компенсаций рупий разбивается о реалии развития российско-индийских торговых отношений, роста грузооборотов, развития инвестиций в совместные проекты России и Индии.
Следует отметить, что даже европейские импортеры оплачивают свои "освобожденные от санкций закупки" энергоресурсов в том числе и в рублях.
Активно развиваются экономические союзы, целью которых является суверенное ценообразование, формирование цифровых валют.
Все это приведет к значительной трансформации и усовершенствованию финансовых инструментов для взаиморасчетов в будущем, а также возможно в перспективе – к полной независимости от валют стран Запада.
Разве к этому стремились наши "партнеры", когда исполняли тезисы антироссийских санкций? Каждая западная компания, следующая таким ограничениям, находилась в уверенности в дееспособности санкций. Но на текущий момент уже очевиден дефолт санкционной политики в отношении России, и это значимая бизнес-проблема для тех компаний, которые в нее поверили и потеряли прибыльный рынок.
Единая цифровая платформа, например, в рамках БРИКС+, позволит снизить гегемонию евро-доллара, оказать влияние на будущее развитие альтернативных финансовых систем дружественных для России стран и обеспечить стабильность трансграничных платежей.
Нефть и нефтепродукты
В июле 2024 года доля Индии в поставках российской нефти трубопроводным и морским транспортом составила 33%, страна занимает второе место по объемам потребления российской нефти после Китая (40%).
Рис 1
Индия в основном закупает российскую нефть Urals, в корзине импорта этой страны поставки из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска составили в июле 75%. Доля арктической нефти сорта Arco, транспортируемой из порта Мурманск, составила 11%.
Кроме того, Индия закупает и малосернистую премиальную нефть ВСТО, отгружаемую из порта Восточный (терминала Козьмино), доля которой в июле 2024 года – 7%.
Аналогичная доля российской нефти (7%) экспортировалась и через терминал Южная Озереевка в порту Новороссийск по системе Каспийского трубопроводного консорциума.
Рис 2.
Доля Индии в распределении экспортных грузопотоков нефтепродуктов из России в июле 2024 года составила 7%, при этом основным импортером нефтепродуктов стала Турция (24%).
Рис 3.
В структуре импорта нефтепродуктов Индией доминирующую роль играют мазуты (86%), незначительную долю занимает газойль (5%) и нафта (9%), закупаемые для дальнейшей нефтепереработки и производства нефтехимической продукции.
Рис 4.
Помимо импорта нефти и нефтепродуктов Индией закупаются также следующие продукты из России, производимые в сфере энергетики: полимеры, химия, каменный уголь, угольный концентрат, антрацит, синтетический каучук, моторные и смазочные масла и другая продукция.
Из Индии импортируются, в частности, добавки для увеличения октанового числа при производстве бензинов, моторные, трансмиссионные и минеральные масла, гидравлические жидкости, реагенты.
Интеграция и диверсификация
Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании стремились быть диверсифицированными не только на российском рынке, но и участвовать в международных проектах, а также владеть зарубежными активами.
Следует отметить причины приобретения российскими нефтяными компаниями активов за рубежом: стремление закрепить за собой статус международных; капитализация, которая достигается благодаря приобретению дополнительных активов; увеличение значимости и авторитета на международном рынке.
Применяемые США и Евросоюзом санкции, с одной стороны, изолировали российские компании от долгосрочного финансирования, с другой, изолировали американский и европейский бизнес от коммерческого участия в российских энергетических проектах и торговых отношениях, что привело к глобальной перестройке международных активов в нефтегазовой сфере.
На фоне секторальных санкций наибольший интерес к инвестициям в российский нефтегазовый сектор проявляли индийские и китайские корпорации.
Но и российские компании инвестируют в энергетическую сферу индийской экономики. "Роснефть" владеет долей 49,13% в активах индийской Nayara Energy Limited (бывшая Essar Oil Limited). Это НПЗ Вадинар мощностью первичной переработки нефти 20 млн т в год (российская доля в этом объеме – 9,8 млн т при условии полной загрузки завода), порт Вадинар пропускной способностью 58 млн т в год и более 6 тыс. АЗС по всей Индии.
В перспективе Nayara Energy планирует увеличить в два раза мощности НПЗ в городе Вадинар.
Индийские инвестиции
В проекте нефтедобывающего предприятия "Ванкорнефть" "Роснефти" процентная доля индийского консорциума, включающего предприятия ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources, составляет 49,9%.
В добывающей компании "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" (входит в "Роснефть") доля индийского консорциума, включающего предприятия Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources. составляет в 29,9%.
В проекте "Сахалин-1" 20% акций принадлежит ONGC Videsh Limited. В рамках проекта добывается премиальная нефть сорта Sokol, отгружаемая из порта Де-Кастри.
Рис 5
Перечисленные активы создают сторонам синергетический эффект. Для Индии владение нефтедобывающими активами в России дает гарантии стабильности поставок нефти, необходимых для загрузки собственных нефтеперерабатывающих мощностей. "Роснефть" имеет стабильный рынок сбыта нефти и извлечения дохода от ее переработки и реализации нефтепродуктов и нефтехимии на внешних рынках.
В целом совокупная доля индийских инвесторов в российских добывающих активах может оцениваться ориентировочно от 8 до 9 млн т нефти в год в зависимости от достигнутых производственных показателей в годовом исчислении.
Атомная энергетика
В Индии с участием России с 2002 года строится АЭС "Куданкулам" (строительство двух энергоблоков АЭС с российскими реакторами мощностью по 1000 МВт).
Кроме того, осуществляется эксплуатация российского оборудования на объектах:
— ТЭС "Виндьячал" и "Кахалгаон";
— ГЭС "Тери" и "Балимела";
— ПГУ "Конасима" и др.
"Росатом" обсуждает также возможность сооружения в Индии еще шести блоков большой мощности на новой площадке и атомных электростанций малой мощности российского дизайна, а также заключение долгосрочного договора о поставках урана для АЭС "Куданкулам".
Развитие транспортных коридоров
Индия проявляет интерес к сотрудничеству в рамках проекта по развитию Северного морского пути и прибрежной инфраструктуры, а также к совместному строительству дизельных ледоколов.
По итогам визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Москву в июле 2024 года была поставлена цель нарастить взаимный товарооборот между Россией и Индией до 100 млрд долларов к 2030 году.
Среди подписанных сторонами документов была утверждена "Программа российско-индийского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2024–2029 годы". Основные цели реализации программы – увеличение совместных инвестиционных проектов, поиск новых отраслей перспективного взаимодействия, а также увеличение товарооборота между регионами Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации и Индией.
Стороны выразили готовность вести активную работу по наращиванию логистических связей с акцентом на повышение пропускной способности инфраструктуры, в том числе для запуска морского коридора "Владивосток — Ченнаи", международного транспортного коридора "Север — Юг", а также задействования потенциала Северного морского пути.
В заключение хотелось бы отметить, что портфель российско-индийских активов на нефтегазовом рынке сбалансирован, основной объем взаиморасчетов между странами осуществляется в ликвидных валютах, отсутствует "ценовая" дискриминация.
Развитие энергодиалога между Индией и Россией отвечает интересам обоих государств, перспективы развития энергетического сотрудничества подтверждены межгосударственными документами и создают платформу как для организации новых транспортных коридоров, так и энергообеспечения для растущей индийской экономики.