Исторически после распада Советского Союза цена российской нефти оценивалась на основе стоимости эталонных сортов с учетом дифференциалов к ним (премии или дисконтов). При этом в контрактах с иностранными покупателями на поставку российской нефти в последние десятилетия учитывалась как стоимость эталонного сорта, так и качество конкретного российского маркерного сорта. Обесценивание российского сырья относительно мировых цен на нефть – это не тревожный сигнал, а вызов для активных действий по изменению подходов к ценообразованию.
Недоэталоненные маркеры
К эталонным сортам нефти (бенчмаркам), учитываемым в формулах цены для экспорта российской нефти, относятся североморский эталон Вrent и ближневосточный Dubai.
За всю постсоветскую историю торговых операций с нефтью на экспорт российские маркерные сорта так и не стали бенчмарками.
Перечень российских маркерных сортов включает:Фьючерсы на нефть Urals, реализуемые на площадке СПбМТСБ, так и не легли в основу контрактов российских производителей нефти с зарубежными покупателями.
Продвижение на европейском рынке российского фьючерса на нефть Urals было осложнено как геополитическими факторами, направленными на сокращение зависимости от российских энергоресурсов, так и нежеланием зарубежных участников рынка повысить рейтинги российского маркерного сорта нефти до уровня эталонного.
При этом многие ценовые ориентиры (включая спреды), которые, публикуют западные информационно-аналитические агентства, зачастую являются субъективной оценкой ситуации на рынке, основанной на обобщении информации участников рынка, стратегией которых является представление ценовых индексов, отвечающих интересам стран-импортеров.
Нерыночные дисконты
После ввода масштабного пакета западных санкций в феврале 2022 года, с одной стороны, резко возросли мировые цены на нефть, с другой, зарубежные ценовые агентства зафиксировали заниженную стоимость российских маркерных сортов нефти и были опубликованы нерыночные дисконты на российскую нефть.
Так, размер дисконта на российскую нефть Urals (Приморск) достигал в 2022 году максимального за всю историю значения $44,5 за баррель по отношению к эталону Brent, размер дисконта для нефти сорта ВСТО достигал в 2022 году максимального значения $47 за баррель.
Разрастающийся в мире энергокризис в совокупности со сформированными скидками на российскую нефть привел к формированию устойчивого спроса на российские сорта нефти. Прежде всего, со стороны дружественных стран.
Для импортеров российской нефти сформированные отрицательные дифференциалы – это окно возможностей для достижения сверхмаржинальности переработки дисконтированного нерыночным образом российского нефтяного сырья с применением политического давления на российский нефтегазовый сектор.
При этом наблюдается неравномерность распределения дисконтов на российские маркерные сорта российской нефти.
Последний удар Байдена
За период январь 2024 — апрель 2025 года наименее подвержен дисконтированию оказался маркерный сорт Сокол, максимальное значение дисконта составило $4 за баррель.
Дисконт на нефть ВСТО достиг максимального значения $11 за баррель после ввода пакета санкций уходящей администрации Байдена, в частности, в отношении отдельных добывающих проектов, флота из 183 судов, "Совкомфлота".
Однако отрасль быстро перенастроила цепочки поставок, что нашло отражение и в стабилизации цен на российское высококачественное сырье на фоне высокой востребованности таких поставок.
Следует также обратить внимание на дисбаланс между стоимостью российской нефти Urals в порту Новороссийск и стоимостью российско-казахстанской смеси, отгружаемой из терминала Южная Озереевка в том же порту Новороссийск.
При этом ценовая дискриминация не является подтверждением того, что российская нефть стала дешевле, но импортеры и западные ценовые агентства используют санкционные риски для дисконтирования и получения высокой маржи от реализации сырья российского производства на внешнем рынке.
Как наполнить бюджет
Наиболее высокий уровень дисконта в настоящее время удерживается на нефть Urals на условиях поставки в портах Приморск, Новороссийск, Усть-Луга.
Разрыв в стоимости нефти между ценой нефти Urals на условном рынке Средиземноморском и Роттердамском составляет $3-4 за баррель, что позволяет такую наценку учитывать при расчете нефтегазовых доходов бюджета.
При этом ключевым покупателем нефти сорта Urals является Индия, а разрыв между стоимостью нефти на несуществующих для российских компаний рынках Средиземноморском и Роттердамском и реальными рынками составляет в свою очередь $6-7 за баррель.
В случае перехода для целей налогообложения на цены нефти Urals в индийских портах могут возрасти и нефтегазовые доходы бюджета.
Напомню, в настоящее время нефтегазовые налоги (за исключением акцизов на нефтепродукты) рассчитываются по формуле с использованием данных о цене нефти Юралс на рынках Средиземноморском и Роттердамском, публикуемых агентством Argus (Великобритания).
Как система ценообразования, так и налогообложения уже не первое десятилетие требует новых подходов, ориентированных на новую концепцию синергии логистических и качественных параметров и конечных ценовых индикаторов.
Ограничения, вводимые странами G7 и Евросоюзом на поставки российской нефти морским транспортом, установление потолка цен, нерыночные методы ценообразования, манипуляции, связанные с распространением лимитированных цен для первичных продаж, – в совокупности являются сигналом для срочного перехода на национальную систему оценки стоимости российской нефти, предполагающую консолидацию сведений о фактических сделках по данным самих российских производителей.
И, конечно, важно создать условия для перехода маркерных сортов российской нефти на уровень эталонных, что может быть обеспечено за счет активизации биржевой торговли всеми российскими сортами нефти как на российских, так и зарубежных биржевых площадках.