Site icon ИнфоТЭК

Нефть обходит санкции морем

Топливно-энергетический комплекс является локомотивом российской экономики и уже стал объектом "19-кратного интереса" стран коллективного Запада. На фоне непредсказуемой тарифной политики США, отсутствия единства мнений стран Евросоюза, призывов Трампа ввести стопроцентные вторичные торговые пошлины в отношении Индии и Китая, потоки нефтяных грузов из российских морских портов демонстрируют устойчивость. Представляем обзор морского экспорта основных сортов российской нефти – до августа 2025 года.

Морской экспорт стабилен

За первые восемь месяцев 2025 года произошло снижение экспортных грузооборотов нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ) из российских морских портов на 2% относительно аналогичного периода 2024 года, что в основном связано с выполнением обязательств по ограничению добычи нефти в рамках ОПЕК+.

По данным судовых агентов с использованием систем отслеживания танкеров распределение отгрузок основных маркерных сортов российской нефти в августе представлено следующим образом. Объем поставок российской и казахстанской нефти сорта Urals (для казахстанской нефти в 2022 году западными агентствами введено маркетинговое наименование KEBCO) через морские порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск в августе сохранился на уровне июля 2025 года – в объеме 8,5 млн тонн.

При этом в августе наблюдался рост перевалки в порту Приморск при снижении объемов в Новороссийске и Усть-Луге.

Доля Индии в поставках нефти Urals в августе 2025 года составила 53%. Турция вышла на вторую позицию по импорту Urals – 15%. Египет в августе 2025 года занял третью позицию – 13% оборотов.

Импортерами российской Urals также стали Китай (7%), ОАЭ (2%), Сирия (1%), Гибралтар (рейдовая перевалка, 1%).

При этом поставки нефти из морских портов Усть-Луга и Новороссийск в Румынию, Болгарию, Хорватию, Грузию осуществлялись из ресурсов Казахстана.

Российско-казахстанская смесь, отгружаемая из порта Новороссийск, периодически транспортируется в направлении рейдовых перегрузочных комплексов:

Такие комплексы широко используются в мировых грузоперевозках для целей оптимизации поставок в условиях западных антироссийских санкций. Они позволяют импортерам проводить погрузку без постановки судна к причалу, непосредственно на рейде порта.

При этом рейдовые перегрузочные комплексы по перевалке нефти могут создавать экологические риски, связанные с вероятностью аварийных разливов и утечек. Таким образом, санкционное давление вынуждает импортеров российской нефти использовать рейдовые терминалы и супертанкеры, которые представляют большие риски относительно стандартных условий поставки на береговые комплексы в портах назначения.

 ESPO

Из порта Восточный/ терминал Козьмино на экспортные рынки направляется сорт премиальной российской смеси ВСТО (ESPO), которая формируется из нефти месторождений Западной, Центральной и Восточной Сибири, содержание серы в ней не превышает 0,65%.

Морская перевалка ВСТО в августе 2025 года составила 4,3 млн тонн, относительно июля рост составил 0,3 млн тонн. Крупнейшим потребителем остается Китай – его доля в общем экспорте этого премиального сорта достигла в августе 88%.

Индия увеличила объем закупки ВСТО с 0,3 млн тонн в июле 2025 года до 0,5 млн тонн в августе 2025 года. Она отдает предпочтение более дисконтированным сортам российской нефти. Доля Индии в поставках нефти ВСТО составила в августе 12%.

На данный момент мощность нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан – 2 от Сковородино до порта Козьмино составляет 50 млн тонн в год, ожидаемый объем поставок на экспорт может оцениваться в 2025 году на уровне 46 млн тонн, при этом нефтепроводы-отводы позволяют поставлять нефть до Комсомольского НПЗ. Таким образом, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков существует объективная необходимость расширения пропускной возможности трубопроводной системы.

Для увеличения роста поставок нефти по трубопроводной системе "Восточная Сибирь – Тихий Океан" "Транснефть" восстановила поставки нефти на экспорт с первой очереди ВСТО через железную дорогу, через которую раньше отгружалось около 15 млн тонн нефти. Была расконсервирована железнодорожная станция "Грузовая", проведены тестовые поставки, которые показали готовность системы. И в декабре 2024 года "Транснефть" возобновила прием составов с нефтью на Грузовой: по сообщению компании, 23 декабря прибыл состав с нефтью "Газпрома" (для слива и последующей отгрузки на экспорт через порт Козьмино).

ARCO и Novy Port

Из порта Мурманск направляются на экспортные рынки сорта российской нефти: ARCO (Arctic Oil) и Novy Port (Новый порт), добываемые в Арктической зоне.

ARCO — сорт тяжелой высокосернистой нефти, добываемой на Приразломном месторождении (шельф Печорского моря). Характеристики: плотность — 906 кг/м³/ содержание серы — 2,3%, низкое содержание парафина.

Novy Port — сорт легкой нефти, добываемой на Новопортовском месторождении (полуостров Ямал). Характеристики: содержание серы — около 0,1%/ плотность — около 850 кг/м³.

Ключевыми сегментами в схеме экспорта арктической нефти являются:

– Танкер-накопитель "Кола" дедвейтом 309 тыс. тонн, на который поступает нефть с Варандейского терминала ПАО "Лукойл", расположенного на севере Ненецкого автономного округа. Танкеры-челноки ледового класса доставляют нефть до "Колы".

— Танкер-накопитель "Умба" дедвейтом 300 тыс. тонн, на который поступает нефть с Приразломного месторождения на арктическом шельфе России, а также с Новопортовского месторождения "Газпром нефти" на Ямале.

В августе 2025 года объем перевалки через порт Мурманск с танкеров-накопителей "Умба" и "Кола" составил 1,2 млн тонн, что соответствует уровню предыдущего месяца.

Основными импортерами арктической нефти в августе 2025 гола стали Индия (25%), Бруней (24%), Сирия (22%), Китай (17%), Гибралтар (рейдовая перевалка, 12%).

 CPC – драйвер роста морской перевалки

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) и российские месторождения на шельфе Каспия с морским нефтетерминалом в Новороссийске.

В августе 2025 года объем поставки нефти из системы КТК-Р достиг 6,3 млн тонн.

 Консорциум перекачивает как нефть казахстанских, так и российских производителей.

Поставки нефти из России осуществляются из ресурсов "Лукойла", которые отгружаются с месторождений имени Корчагина и Филатовского на шельфе Каспийского моря, доставляются танкерами и сдаются в систему "КТК-Р" через промежуточную нефтеперекачивающую станцию "Комсомольская", входящую в нефтепроводную систему "Тенгиз — Новороссийск".

Основными импортерами нефти, поставляемой по системе "КТК-Р" в августе 2025 года, из ресурсов Казахстана стали Италия (28%), Нидерланды (16%), Франция (8%), Греция (7%), Южная Корея (6%), Индия (4%), Турция (4%), Испания (3%), Румыния (3%), Панама (2%), Болгария (2%), США (2%), Хорватия (2%), Бруней (2%), Кипр (1%). Из российских ресурсов – в основном Индия (6%) и Китай (2%).

В 2024 году наибольшие объемы нефти в трубопроводную систему КТК  были отгружены с казахстанских месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган — 26,8 млн тонн, 9,8 млн тонн и 17,2 млн тонн нефти соответственно.

За последние десять лет (с 2015 по 2024 годы) перевалка нефти с нефтеналивного терминала Южная Озереевка в порту Новороссийск возросла с 42,8 до 63 млн тонн.

Объем перевалки сырья из системы "КТК-Р" в январе — августе 2025 года увеличился до 48,9 млн тонн, тогда как за первые восемь месяцев 2024-го он составил 43,8 млн тонн. Прирост в текущем году составил 5,1 млн тонн.

При этом консорциум осуществляет масштабную программу устранения узких мест, предусматривающую расширение пропускной способности нефтепровода Тенгиз – Новороссийск до 75 млн тонн в год, в 2025 году компания планирует транспортировать на внешние рынки 74 млн тонн нефти.

Таким образом, несмотря на геополитические вызовы востребованность поставок нефти на мировые рынке с использованием мощностей российских морских портов неуклонно возрастает. "Транснефть" и "КТК-Р" проводят значимую по расширению пропускных способностей трубопроводных систем для обеспечения растущего спроса на высококачественное сырье как российского, так и казахстанского происхождения.

Exit mobile version