Нефтегазохимическая отрасль Ирана является одной из ключевых отраслей экономики страны, играющей значительную роль в ее промышленном развитии и экспортных возможностях и позволяющей снижать негативные последствия наложенных на страну санкционных ограничений. Иран обладает огромным потенциалом для производства широкого спектра нефтегазохимической продукции. В данном исследовании мы рассмотрим особенности и характерные черты нефтегазохимической отрасли Ирана, ее значимость для экономики страны и перспективы развития, а также проанализируем возможность использования иранского опыта для совершенствования российской нефтехимической промышленности.
Введение
Несмотря на то, что Иран является одной из крупнейших стран мира по запасам нефти и газа, текущая геополитическая ситуация значительно ограничивает его потенциал в качестве крупного экспортера топливно-энергетических ресурсов. К числу негативных последствий можно отнести:
- сокращение экспорта нефтегазовой отрасли как в стоимостном, так и в натуральном выражении и, как следствие, сокращение прибыли нефтегазовых компаний;
- падение инвестиций в разработку нефтегазовых месторождений, сокращение финансирования и, как следствие, значительный износ инфраструктуры;
- рост затрат на производство из-за необходимости импортозамещения технологий и оборудования.
Расцвет нефтяной промышленности пришелся на середину 1970-х годов, когда объем добычи нефти в Иране составлял около 6 млн баррелей в сутки или 10% от общемирового уровня. По данным за 2022 год объем добычи нефти составил 3,8 млн баррелей в сутки (4% от мирового уровня), что значительно превышает уровень внутреннего потребления – 1,9 млн баррелей в сутки.
Доказанные запасы нефти в Иране (табл. 1) составляют порядка 157 800 млн баррелей (9,1% от мировых запасов).
Таблица 1
В 2022 году доказанные запасы природного газа в Иране (табл.2) составляли 32,1 трлн куб. м., что эквивалентно 17,1% мировых запасов. По этому показателю Иран занимает второе место в мире после России.
Таблица 2
В последние годы экспорт иранской нефти был достаточно волатилен. На фоне цикличного ужесточения, а затем ослабления санкций в отношении страны, меняется и объем экспортных поставок. Так, например, летом 2010 года Совет Безопасности ООН проголосовал за принятие новых санкций в отношении Ирана, вследствие чего сократился и объем экспорта нефти. В 2015 году действие санкций было приостановлено – страны ЕС, США и Иран достигли соглашения в урегулировании вопроса ядерной программы Ирана. Добыча нефти и ее экспорт возросли более чем вдвое. Однако уже в 2018 году Дональд Трамп подписал указ о возобновлении рестрикций против Ирана, которое вновь привело к сокращению внешних поставок нефти.
В последние 5 лет наблюдается плавный рост экспорта нефти на фоне ослабления контроля за соблюдением санкций ввиду дефицита предложения, в том числе из-за санкционных ограничений в отношении российской нефти, введенных в 2022 году.
По данным Energy Institute, в 2022 году нетто-экспорт нефти из Ирана составил 674,1 млн баррелей.
Ключевым импортером иранской нефти является Китай, на долю которого приходится до 91% поставок из страны.
Динамика нетто-экспорта нефти из Ирана представлена ниже на рисунке 1.
Рисунок 1
Как и в случае с нефтью, причины волатильности экспорта природного газа из Ирана в первую очередь лежат в области санкционных ограничений. На Рисунке 2 ниже мы наблюдаем точки роста и падение экспорта газа в те же годы, что и нефти.
С 2016 году экспорт газа показывает стабильный рост в связи с разработкой новых фаз сверхгигантского месторождения Южный Парс, которое с катарским месторождением Северное образует крупнейшее месторождение природного газа на планете. Здесь сосредоточено до 8% мировых запасов природного газа и до 50% запасов газа Ирана.
Ключевыми импортерами иранского природного газа являются Китай (48%), Турция (29%) и Ирак (15%).
Рисунок 2
История санкционных ограничений
После Исламской революции 1979 года в Иране произошли значительные изменения в политической и экономической сферах. Национализация нефтяной промышленности и отмена предыдущих контрактов были одними из основных мер, принятых новым правительством. В ответ на это США ввели санкции против Ирана, чтобы оказать давление на страну и заставить ее действовать в своих интересах. Если вначале причиной запрета на импорт иранской нефти и замораживания активов Ирана в американских банках была "поддержка терроризма" страной, то со временем санкции сосредоточились на ограничении ядерной программы Ирана, которая воспринималась как угроза для международной безопасности.
В настоящее время действие санкций включает ограничения на финансовую деятельность, поставки товаров двойного назначения, запрет на инвестиции в ядерную и нефтегазовую промышленность, передачу передовых технологий и импорт многих видов оружия и др.
Что касается нефтегазохимической отрасли, то США внесли в список SDN[1] Persian Gulf Petrochemical Industries Company (PGPIC), а также почти 40 его дочерних компаний и зарубежных торговых агентов. Стоит отметить, что на PGPIC и его дочерние компании приходится 50% всего экспорта нефтегазохимической продукции в Иране.
Состояние нефтегазохимической отрасли Ирана
Основную деятельность в нефте- и газохимии осуществляет дочернее предприятие Министерства нефтяной промышленности Ирана – NationalPetrochemical Company (NPC), основанное в 1964 году.
Переработка газового конденсата, широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и газа осуществляется на нефтегазохимических комплексах Mahshahr (25,6 млн т продукции в год), Assaluyeh (24,9 млн т в год) и ряде других (9,1 млн т в год).
Иран располагает 25% суммарных производственных мощностей всей нефтегазохимической промышленности на Ближнем Востоке, уступая на данный момент только Саудовской Аравии. При этом нефтехимическая промышленность Ирана ориентирована на экспорт и занимает 21% в ненефтяном экспорте страны. Дело в том, что предприятия нефтехимической промышленности позволяют нейтрализовать эффект санкционных ограничений за счет экспорта продукции, альтернативной сырой нефти.
К примеру, в прошлом году было экспортировано ненефтяных продуктов на сумму $53 млрд, из которых $16 млрд пришлось на долю нефтегазохимических компаний (30%).
Стоит отметить, что цены на химическую продукцию на внутреннем рынке Ирана примерно на 50-70% ниже цен на эти продукты на международных рынках[2], что делает их выгодными для стран-импортеров. Относительно дешевая рабочая сила, избыток сырья, а также значительный уровень господдержки отрасли в совокупности помогают достичь таких низких показателей себестоимости конечной продукции.
Рассмотрим подробнее ключевые статьи экспорта Ирана в нефтехимической отрасли. Крупнейшими из них являются полиэтилен (ПЭ), метанол и этиленгликоль.
Полиэтилен
Таблица 3
Ключевыми импортерами полиэтилена из Ирана являются Китай (76%), Турция (8%), Ирак (3%) и Индия (3%). За 2022 год Ираном было экспортировано 3 690 тыс. т полиэтилена (-3,9% г./г.). Примечательно, что в денежном эквиваленте экспорт полиэтилена стал четвертым по величине среди всех товарных групп и составил $4,6 млрд.
По оценке экспертов АЦ ТЭК, в 2022 году мощности по производству полиэтилена (ПЭ) в Иране составили 5,4 млн т. К 2028 году они вырастут до 15 млн т. Иран будет обладать крупнейшими мощностями по производству ПЭ на Ближнем Востоке с общей долей 38%. Стоит отметить, что значительно нарастает конкуренция между Ираном и Саудовской Аравии в части производства и сбыта продукции нефтегазохимии. Так, в 2025 году Иран обгонит Саудовскую Аравию по производственным мощностям ПЭ, а к 2028 году производство полиэтилена в Иране может превысить соответствующий показатель в Саудовской Аравии на 32%.
Рисунок 3
Метанол
Рисунок 4
Ключевыми импортерами метанола из Ирана являются Китай (88%), Индия (11%) и Ирак (1%). За 2022 год Ираном было экспортировано 8 545 тыс. т метанола (+6,6% г./г.). В денежном эквиваленте экспорт метанола составил $2,4 млрд.
По данным АЦ ТЭК мощности по производству метанола в Иране составили 14 млн т в 2022 году, что составляет 55% от общего объема производства на Ближнем Востоке. К 2027 году данный показатель может вырасти до 17 млн т, а доля страны от общего производства на Ближнем Востоке увеличится до 60%.
Основным конкурентом Ирана на Ближнем Востоке также является Саудовская Аравия. Производство метанола в 2022 году там составило 7,5 млн т, к 2027 году может увеличиться до 7,6 млн т. Однако доля от общего объема производства по региону сократится с 29% до 26%.
Этиленгликоль
Таблица 5
Этиленгликоль представляет собой бесцветную жидкость без запаха, в основном используется в качестве сырья при производстве ПЭТФ (используется для производства пластиковых бутылок, пленок, а также полиэфирных волокон для легкой промышленности) и для составов антифризов.
Ключевыми импортерами этиленгликоля из Ирана являются Китай (73%), Индия (12%) и Россия (6%), Турция (4%) и Узбекистан (2%). За 2022 год Ираном было экспортировано 559 тыс. т этиленгликоля (-67% г./г.).
По оценке экспертов АЦ ТЭК, мощности по производству этиленгликоля в Иране составили 1,1 млн т в 2022 году, что составило 11% от общего объема производства на Ближнем Востоке. К 2027 г. данный показатель останется на том же уровне, но к 2035 году производство этиленгликоля в Иране может вырасти до 1,6 млн т (15% от регионального объема). Лидером в производстве этиленгликоля на Ближнем Востоке является Саудовская Аравия – по состоянию на 2022 год доля производственных мощностей страны составляет 75%.
В 2022 г. Ираном было экспортировано этиленгликоля на сумму $295 млн.
Реализуемые проекты в нефтегазохимической области Ирана
Несмотря на то, что санкции являются самым большим препятствием на пути развития нефтехимической промышленности Ирана и в последние годы они привели к снижению инвестиций в отрасль, прошедшие 10 лет показывают, что страна сумела нарастить производство крупнотоннажных нефтегазохимических продуктов и занять заметную долю на мировом рынке.
При этом, очевидно, что Иран имеет амбициозные планы на развитие нефтегазохимической промышленности, обусловленные целями по обеспечению сырьем вторичных отраслей промышленности, диверсификации продукции и созданием новых рабочих мест.
К примеру, в 2023 году компанией Persian Gulf Petrochemical Industries Company были введены в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод Hoveyzeh в Персидском заливе и олефиновый проект в Гечсаране.
Также, по словам исполнительного директора компании, в Иране будут построены 9 нефтехимических парков, суммарные инвестиции в которые составят $5,5 млрд при общей мощности всех установок около 4,7 млн т в год различной нефтехимической продукции.
Кроме того, в работе нефтехимических парков будут задействованы 12 885 человек, а также буду созданы 71 000 рабочих мест в смежных отраслях.
По данным Национальной нефтехимической компании Ирана (NPC), часть из ранее упомянутых нефтехимических проектов будут введены в эксплуатацию уже в 2024 году.
Стоит отметить, что в нефтехимическую промышленность Ирана с 1964 года и по сегодняшний день уже инвестировано $79 млрд.
Перспективные направления сотрудничества с Россией
Россия и Иран – страны, в отношении которых введено рекордное число санкций в мире. Если Иран находится в таком состоянии уже более 40 лет и смог добиться развития нефтегазохимической отрасли, то Россия еще в начале процесса импортозамещения западного сырья и технологий, необходимых для нефтегазовой и нефтегазохимической промышленностей. На выставке "Роспласт 2023" замминистра нефти и генеральный директор Национальной нефтехимической компании Ирана Мортеза Шах Мирзаи заявил о готовности оказания технических и инженерных услуг, а также поставки химических веществ и катализаторов, используемых в нефтехимической промышленности[1]. Стало известно, что уже за первую половину 2023 года Россия импортировала катализаторы из Ирана на сумму около $9 млн[2].
Вывод
Основываясь на планах правительства Ирана по расширению нефтехимических мощностей, руководство страны намерено сделать свою промышленность самой передовой в регионе и обогнать Saudi Basic Industries Corporation (SABIC) по объемам производимой продукции.
Как и в ряде других обеспеченных нефтью и газом государствах, нефтегазохимическая промышленность Ирана является одной из фундаментальных, ее продукты пользуются большим спросом в тех странах, с которыми налажены торгово-экономические отношения. А учитывая богатые запасы углеводородов и крайне выгодное географическое положение страны, можно сказать, что Иран в состоянии усилить и без того крепкие позиции на мировом нефтегазохимическом рынке.
Несмотря на санкции, препятствующие притоку прямых иностранных инвестиций и обмену передовыми технологиями, развитие нефтегазохимического сектора не только не прекратилось, но и было поддержано правительством как возможность производства продуктов с большей добавленной стоимостью и сглаживания негативных последствий от ограничения на экспорт нефти, наложенного западными странами. Кроме того, развитие этого сектора происходит не только за счет экспорта, но и за счет растущего внутреннего спроса. Опыт Ирана показывает, как развитие внутреннего спроса и инвестиции в глубокую переработку способны поддержать и развить фундаментальный сектор экономики страны.
К тому же видится перспективным создание совместных российско-иранских предприятий, в рамках которых страны могли бы обмениваться совместным опытом и наработками, в частности по производству катализаторов, химических реагентов для нефтедобычи, инженерных компаундов и др.
Авторы исследования:
Ангелина Батракова – эксперт
Игорь Григорьев – эксперт
Артур Маханёк – заместитель начальника Департамента аналитики в химической промышленности