Wood Mackenzie в своем исследовании обнаружила, что 65% мировых запасов нефти и газа контролируют семь национальных нефтяных компаний, четыре из которых находятся под санкциями. Эти семь гигантов из Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ, Ирана, Венесуэлы и России — Saudi Aramco, QatarEnergy, ADNOC, "Роснефть", "Газпром", NIOC и PDVSA — в течение следующих 40-60 лет имеют возможность продолжать добычу нефти и газа на текущем уровне.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что западные страны в условиях энергодефицита стали более внимательно относиться к нефтедобывающим странам. Если раньше звучали заявления, что нефтяная эпоха ушла, то теперь они просят экспортеров нарастить добычу.
Он заметил, что западные компании и раньше пытались подстраиваться, покупать активы, участвовать в зарубежных проектах. При этом, когда их не пускали на региональные сырьевые рынки, то национальные правительства тут же подвергались обвинениям в ресурсном национализме.
"Тут нужно понимать, что Запад вел неравноценный обмен, использовал свое финансовое доминирование, поэтому обвинять другие страны в ресурсном национализме довольно нерационально", — отметил эксперт.
Митрахович также напомнил, что буквально пару лет назад западные политики говорили, что нефть вскоре будет никому не нужна, так как мир вступил в фазу энергоперехода. Но выяснилось, что мы по-прежнему живем в нефтяную эру, так как идет увеличение потребление энергоресурсов из-за роста населения.
При это нефти в мире остается еще довольно много. Те же США имеют возможность сильно нарастить добычу, если признают, что их зеленая политика не сработала и что нужно еще какое-то время добывать нефть, заметил он.
"Сейчас, когда стало понятно, что спрос растет, а давление на Россию сохраняется — страны Запада стали смотреть, считать, где эта нефть расположена и сколько ее. Оказалось, что у них ее не так уж и много осталось. Поэтому в ближайшие лет 10 будет более внимательное, осторожное отношение без шапкозакидательства со стороны западных компаний, правительств к ресурсам сырьевых стран. Собственно говоря, Байден уже едет в Саудовскую Аравию, а Макрон принимает у себя главу Объединенных Арабских Эмиратов", — подытожил эксперт.