Группа "Русхим", которая реализует в Арктике проект строительства крупного газохимического комплекса (ГХК), создала проект грузовых судов, работающих на метаноле в качестве топлива, и заказала их строительство на зарубежных верфях. Это будут первые в России суда на данном виде топлива.
Как сообщил ИнфоТЭК замгендиректора по логистике, продажам и МТО "Русхим Экосинтез" Андрей Павлютин, всего будет построено 3 грузовых судна ледового класса с поставкой всей серии до 2029 года, когда компания планирует ввести в эксплуатацию ГХК в НАО.
"Нами был создан проект танкера-шаттла, способного вывозить производимый нами метанол с завода и работать на этом же метаноле, повышая таким образом экономические показатели судна, а также оказывая минимальное влияние на хрупкую экологию Арктики. Полезная грузовместимость по метанолу — порядка 19 тыс. тонн", — отметил Андрей Павлютин.
Длина судна 192 метра, ширина — 29 метров, осадка — 7 метров, дедвейт — 18 тыс.
По словам Андрея Павлютина, на первом этапе трех танкеров "Русхиму" будет достаточно для вывоза метанола из НАО в Мурманск, где будет осуществляться его перевалка на экспорт с помощью рейдового перевалочного комплекса мощностью около 120 тыс. тонн, созданием которого также занимается компания. Далее метанол будет направляться на экспорт в Китай, а также возможно в другие страны. Основным маршрутом транспортировки предполагается путь через Суэцкий канал, при этом также возможно использование Севморпути с учетом ледовых ограничений.
"Когда мы говорим о транспортировке метанола по Севморпути в Китай, то это только летнее время, когда мы можем работать там судами не ледового класса. Поэтому за базовый сценарий принята транспортировка через Суэцкий канал, все наши существующие договоры offtake-контракты на Китай подписаны на базе CIF", — сказал Павлютин.
Отвечая на вопрос о рентабельности транспортировки метанола по Севморпути в Китай Павлютин отметил – "в целом ожидается, что это будет достаточно эффективной логистической схемой, в том числе по сравнению с используемыми в настоящий момент альтернативными маршрутами поставки метанола на экспорт".
Текущие мощности по производству синтетического метанола в мире превышают 120 млн тонн в год, мощности по хранению метанола развернуты более чем в 100 портах мира. Около трети этого объема, по оценкам консалтинговой компании DNV, отправляется на экспорт как промышленный товар. При этом в последние годы набирает популярность использование метанола в качестве судового топлива: двигатели на метаноле, технологии подачи топлива и решения для бункеровки уже коммерчески доступны. Ведущие судоходные компании, такие как AP Moller-Maersk, CMA CGM, COSCO, Methanex Waterfront Shipping and Stena, уже либо разместили заказ на такие суда, либо находятся в процессе принятия решения. По разным оценкам, сейчас на верфях размещено порядка 200 заказов на строительство судов на метаноле. В дальнейшем популярность этого вида топлива, как ожидает DNV, будет только расти. Отдельное внимание уделяется развитию бункеровки судов "зеленым" метанолом.
Однако в России подобных проектов пока нет: для строительства судов нет необходимых мощностей, как и компетенций по созданию судовых двигателей на метаноле. Морская перевалка метанола в настоящий момент также не развита. Однако производство метанола в России профицитно и почти в 2 раза превышает потребности внутреннего рынка. Поэтому не исключено, что в скором времени мировые тенденции по расширению использования метанола в качестве судового топлива отразятся и в российской промышленности.
Павлютин отметил, что "Русхим" после ужесточения санкций не остановил реализацию проекта строительства газохимического комплекса в НАО, так как убежден в перспективах метанола, несмотря на текущее снижение цен на мировом рынке. По его словам, проектирование газохимического комплекса уже завершено, сейчас компания ведет инженерную подготовку. "Полномасштабное строительство начнется этой зимой", — сообщил он.
Производство метанола мощностью 1,8 млн тонн в год будет осуществляться на сырьевой базе Кумжинского и Коровинского месторождений. На первом этапе планируется строительство завода метанола и разработка Кумжинского месторождения с объемом добычи 2 млрд кубометров газа в год, на второй фазе реализации проекта (к 2031 году) — расширение комплекса и увеличение добычи газа до 4 млрд кубометров в год. Для разработки месторождений, запасы которых оцениваются в 200 млрд кубометров, компания ищет партнеров среди российских нефтегазовых компаний.