Практически все угольные разрезы Хакасии на сегодняшний день работают вполовину своих расчетных мощностей. Высокие железнодорожные тарифы и логистические сложности влияют на конкурентоспособность предприятий, сообщил председатель Верховного совета Хакасии Сергей Сокол.
В республике функционирует 8 предприятий по добыче угля, где добывается порядка 25 млн тонн угля. На этих предприятиях трудятся 5000 жителей региона. Из-за снижения объемов производства коллективы отправлены в вынужденный отпуск. Так, например, на разрезе Майрыхский и предприятии "Гортехмаш" в простое находится более половины коллективов.
"Отмена понижающих коэффициентов на ж/д перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие западного направления – все это делает наши предприятия неконкурентноспособными", — написал Сокол в своем канале в Telegram.
Сокол отметил, что на каждой тонне отправки на Запад убытки угольщиков Хакасии составляют от 400 до 1500 рублей на тонну. При этом с учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай.
"Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию в том числе по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы. С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма. Есть риски неисполнения поручения президента по обеспечению гарантированного объема вывоза угля", — заявил спикер республиканского парламента.
Исполнительный директор разреза "Аршановский" Евгений Юрин подтвердил, что поручения президента по отгрузкам из региона на Восточный полигон на текущий момент не выполняются. "На сегодняшний момент по первому кварталу из Хакасии — минус триста тысяч тонн к плану. Из 1,8 млн тонн фактические цифры ожидаются порядка 1,5 млн", — сказал он на совещании, которое провел Сокол.
Директор угольной компании "Разрез Бейский" (входит в "Коулстар") Александр Барский и вовсе заявил, что по прогнозу предприятие в 2024 году получит убыток "260 млн рублей и порядка 240 млн налогов". "У компании "Коулстар" в Хакасии 2 инвестпроекта стоимостью 70 млрд. рублей. В текущей ситуации их реализация приостановлена", — сказал Барский.
Власти Хакасии считают, что "необходимо вернуть понижающие коэффициенты на железнодорожные перевозки, которые были отменены в период скачка цен на уголь, и избирательно подойти к введению экспортных пошлин на уголь".
"РЖД" в конце декабря заключило пакет соглашений с правительствами Кемеровской и Иркутской областей, республик Якутия, Бурятия, Хакасия и Тува об объемах вывоза угля на экспорт в восточном направлении в 2024 году. По условиям соглашений, РЖД в текущем году должны обеспечить транспортировку из Хакасии 6,5 млн тонн угля.