"Транснефть" и "Казтрансойл" подписали договор об оказании услуг по транспортировке казахстанской нефти в режиме транзита через территорию России на 2024 год. Документ подписан в ходе визита в Казахстан президента "Транснефти" Николая Токарева.
Токарев обсудил с президентом республики Касым-Жомартом Токаевым вопросы взаимодействия между двумя странами в сфере транспортировки энергоресурсов. В частности, стороны затронули состояние и перспективы сотрудничества в рамках деятельности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
"Обсуждался широкий круг актуальных вопросов взаимодействия с казахстанской стороной, в том числе сотрудничество в рамках Каспийского трубопроводного консорциума и развитие технологической кооперации", — говорится в сообщении.
В настоящее время на территории Казахстана берут начало четыре экспортных нефтепровода: КТК (Россия, пропускная способность – 67 млн т в год), Узень–Атырау–Самара (Россия, проектные 30 млн т), Атасу–Алашанькоу (Китай, 20 млн т) и Кенкияк–Кумколь (Китай, 10 млн т). Есть еще пятый маршрут: танкерами в Баку и далее железнодорожными цистернами на приобретенный Казахстаном Батумский терминал (Грузия, 12 млн т), а затем вновь танкерами, но уже по Черному морю.
Однако более 90% казахской нефти направляется на экспорт через Россию. В 2022 году на мировые рынки было отправлено 64,3 млн т нефти. В 2022 году по КТК были экспортированы 52 млн т нефти, по магистрали Узень–Атырау–Самара – 8,4 млн т, из Актау на Новороссийск (танкерами по Каспию в Махачкалу и далее по железной дороге к Черному морю) – 2,3 млн т. Итого 62,7 млн т, или 97,5% от всего нефтяного экспорта Казахстана 2022 года. Президент Казахстана призывал диверсифицировать экспортные маршруты, однако особых успехов в этом вопросе достичь не удалось.