Site icon ИнфоТЭК

Торговое соглашение США и ЕС: хорошая сделка или плохая?

Президент США Дональд Трамп и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по итогам переговоров заявили о заключении соглашения, в соответствии с которым США будут взимать импортные пошлины в размере 15% на все европейские товары, поступающие на американский рынок. При этом ЕС не будет взимать пошлины на американские товары.

Соглашение предполагает, что Евросоюз закупит в США энергоносители на $750 млрд за 3 года и множество единиц военной техники, а также инвестирует в американскую экономику $600 млрд.

Ранее администрация Трампа заявляла о намерении ввести 30%-ные пошлины на европейские товары, однако для снижения размера ставки Урсуле фон дер Ляйен пришлось пообещать Трампу нарастить закупку американского СПГ и ядерного топлива вместо энергоносителей из России.

Данное соглашение вызвало негативную реакцию среди европейских политиков. В частности, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что Дональд Трамп на переговорах в Шотландии просто съел Урсулу фон дер Ляйен на завтрак, а Евросоюз, по его мнению, заключил невыгодную сделку. Однако этого и следовало ожидать, полагает Орбан, так как позиция США в переговорах была намного прочнее европейской, а достигнутое соглашение оказалось более выгодным для США, чем для Евросоюза.

Помимо этого, премьер-министр Венгрии удивился обещанию фон дер Ляйен нарастить инвестиции Европы в американскую экономику. "Кто будет осуществлять эти инвестиции? От чьего имени дано такое согласие? Кто даст на это деньги и направит капитал: канцлер Германии, президент Франции, премьер-министр Венгрии?" — спросил он.

Вопросы вызывает и договоренность о закупке европейцами американских вооружений. "Но кто будет это делать? У Еврокомиссии нет армии", — сказал Орбан.

Аналогичного мнения придерживается и министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто. Он подчеркнул, что результаты переговоров еще раз показали, что необходимо менять нынешнее руководство Евросоюза.

Главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов отмечает, что соглашение Евросоюза и США, о котором объявила Урсула фон дер Ляйен, в реальности куда менее однозначно, чем выглядит на первый взгляд.

Эксперт напомнил, что в мае 2025 года Еврокомиссия опубликовала дорожную карту отказа от энергоносителей из России, включая нефть, газ и уран. Эта дорожная карта являлась прямым продолжением ряда документов, принятых с 2019 по 2022 годы. В рамках дорожной карты, в частности, предполагалось, что либо потребление газа в Евросоюзе продолжит сокращаться, поэтому отказ от остатков российского газа произойдет естественным путём, либо с 2026 года начнут массово вводиться мощности по производству СПГ. В первую очередь в США и Катаре.

"Иными словами, Евросоюз в лице своего руководства и так делал ставку на рост производства СПГ в Соединенных Штатах, чтобы реализовать свои планы в отношении российских энергоресурсов. По сути, в результате сделки Трампу продали в качестве уступки и без того существовавшие намерения Брюсселя. При том само соглашение по энергоресурсам не может иметь обязующий характер, так как ни Трамп не является продавцом, ни фон дер Ляйен не является покупателем. По статусу эта часть — лишь меморандум о намерениях", — считает эксперт.

Фролов отметил, что нулевые пошлины в адрес американского газа нельзя однозначно рассматривать в качестве уступки Трампу, так как основная часть СПГ, произведенного в Соединенных Штатах, поставляется в ЕС европейскими компаниями.

"Американская часть дохода, если несколько упростить ситуацию, заканчивается в момент загрузки сжиженного газа на судно в американском порту. Вне зависимости от дальнейшего направления поставок. То есть в рамках соглашения по СПГ Брюссель снизил риски поставок и минимизировал финансовые потери для европейских компаний", — добавил он.

Автомобили также попадут под пошлины США в размере 15%. И этот вопрос будет болезненным для ЕС.

"Соединенные Штаты выступают в торговых отношениях с ЕС преимущественно в качестве "бензоколонки", а сами импортируют автомобили, продукцию машиностроения, химических предприятий и т.п. товары высокого передела. От этого в том числе страдают американские производители. Теперь конкурентоспособность европейских автопроизводителей на рынке США снизится. Но зато они не будут нести такие потери, как в первом полугодии 2025-го, когда. к примеру, концерн Volkswagen потерял порядка $1,5 млрд из-за торговых ограничений Трампа", — добавил эксперт.

вок. То есть в рамках соглашения по СПГ Брюссель снизил риски поставок и минимизировал финансовые потери для европейских компаний", — добавил он.

Exit mobile version