Госдеп США разрешил итальянской Eni и испанской Repsol уже в июле закупать в небольших объемах нефть из Венесуэлы, но лишь при условии, что эти объемы будут поставляться строго на европейский рынок. Венесуэльское сырье должно способствовать снижению зависимости ЕС от поставок из России и частично заместить объемы, от которых отказывается Евросоюз, сообщает Reuters. При этом, по словам одного из собеседников Reuters, объемы будут "небольшими", и даже если окажут влияние на мировые нефтяные цены, оно будет незначительным. Другие источники говорят, что США также рассчитывают на возобновление переговоров между правительством Николаса Мадуро (действующий президент Боливарианской республики) с венесуэльской оппозицией.
Около двух лет назад США наложили на Венесуэлу ряд санкций, коснувшихся в том числе нефтяного сектора, и отозвали у американской компании Chevron лицензию на работу в Венесуэле. Однако в мае США разрешили Chevron начать переговоры по возобновлению деятельности в Венесуэле.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов указывает, что введение нефтяных санкций против России заставляет коллективный Запад судорожно искать новые источники поставок сырья в США и Европу.
"Пока Саудовская Аравия и ее ближневосточные союзники не приняли решения об увеличении производства Вашингтон и Брюссель пытаются "поскрести по сусекам" и найти сырье в других странах и регионах", — пояснил Андрианов ИнфоТЭК.
Одна из таких стран — Венесуэла, которая ранее оказалась под американскими санкциями, в результате чего в последние годы ее нефтяная индустрия пережила катастрофический обвал. Но теперь США объявили о готовности снять ряд санкций с тем, чтобы частично компенсировать западным странам российские объемы.
Андрианов отмечает, что в первую очередь США начали спасать собственный рынок, выдав разрешение Chevron. Пока, впрочем, ни к какому ощутимому эффекту это не привело — венесуэльская нефть не поступает на американский рынок.
"Примечательно, что практически сразу после принятия шестого пакета санкций ЕС представители администрации США заявили, что освобождение от санкций получат также испанская Repsol и итальянская Eni (впоследствии эту информацию подтвердил и лидер Венесуэлы Николас Мадуро). Эти компании ранее долгое время работали в Венесуэле, но их проекты были заморожены в результате американских санкций, — рассказывает Андрианов. — Теперь же Белый дом делает широкий жест, позволяя им вернуться".
При этом, подчеркивает эксперт, поставки из Венесуэлы в Европу не смогут стать сколь-нибудь значительными и не повлияют на общий баланс рынка. Во-первых, нефтяная отрасль Венесуэлы, разрушенная в результате многолетних санкций, нуждается в длительном периоде восстановления и огромных инвестициях. Во-вторых, на венесуэльскую нефть претендуют и другие покупатели. В первую очередь Китай, который сегодня является главным союзником Каракаса и с удовольствием приобретает венесуэльскую нефть вопреки всем санкциям (кстати, именно поэтому, видимо, американские разрешения содержат требование поставлять нефть только на национальные рынки тех стран, которые представляют соответствующие ВИНК).
"То есть понятно, что решение США носит чисто психологический и пропагандистский характер, — говорит эксперт. — Тем самым Вашингтон делает вид, что он заботится о своих европейских союзниках, хотя от такой заботы в домах рядовых европейцев не станет теплее и светлее — венесуэльская нефть не поможет предотвратить энергетический кризис, на который обрекла себя Европа в результате принятия шестого пакета санкций".
При этом на официальном уровне США тщательно отрицают связь своего решения с ситуацией в Европе. Был придуман другой повод — якобы европейские компании получают разрешение на вывоз венесуэльской нефти в обмен на возобновление переговоров правительства Николаса Мадуро с венесуэльской оппозицией, засевшей в Мексике.
"Но это всего лишь ширма, — говорит Андрианов. — За ней скрывается обеспокоенность Вашингтона как по поводу собственной энергетической безопасности, так и по поводу верности европейских союзников, которые подняли ставки в большой энергетической игре и скоро "на своей шкуре" испытают последствия развязанной ими санкционной войны".