Rystad Energy подсчитали нефтегазовые риски "болевых точек" мировой торговли

Анализ Rystad Energy выявил растущую угрозу глобальной энергетической безопасности, поскольку пять наиболее важных морских узлов в мире, на которые приходится основная часть мирового транзита нефти и газа, сталкиваются с растущими рисками, связанными с конфликтами, пиратством и экологическими опасностями. В их число входят: Малаккский пролив, Ормузский пролив, Баб-эль-Мандебский пролив, Суэцкий канал, а также Турецкие проливы (Босфор и Дарданеллы).
В 2023 году через эти морские узлы проходило порядка 71,3 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, и около 736 млн кубометров сжиженного природного газа (СПГ) в сутки. В 2024 году этот объем сократился до 65 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки и 702 млн кубометров СПГ в сутки. По мнению аналитиков Rystad Energy, это является признаком растущей нестабильности в наиболее стратегически важных акваториях мира.
Хотя недавнее снижение объемов отчасти связано с временными потрясениями, наблюдаются признаки долгосрочного структурного сдвига: потоки перенаправляются через альтернативные трубопроводы и мыс Доброй Надежды поскольку трейдеры и правительства приспосабливаются к нестабильности.
Через Малаккский пролив транспортируется около 24 млн баррелей нефти и газа в сутки. Он используется для транспортировки большей части ближневосточной сырой нефти и СПГ в Азию. На долю Китая приходится наибольшая доля импорта сырой нефти и конденсата по этому маршруту, составляющая 50% от общего объема, на Саудовскую Аравию – 25%.
Около 14 млн баррелей в сутки проходит через Ормузский пролив, в том числе половина экспорта нефти и конденсата Саудовской Аравии и четверть импорта Китая. По этому маршруту также проходит почти пятая часть мировых объемов торговли СПГ. Стратегическая важность Ормузского пролива стала особенно очевидна во время недавнего ирано-израильского конфликта.
Баб-эль-Мандебский пролив служат важным маршрутом для судов, проходящих между Суэцким каналом и Индийским океаном. По данным на конец 2023 года, на него приходилось около 12% мировой морской торговли нефтью. Однако с декабря 2023 года ежедневный объем перевозок через пролив сократился почти на 50% всего за шесть месяцев после начала боевых действий Израиля в Секторе Газа. С тех пор объем перевозок остается ниже обычного уровня.
Суэцкий канал вместе с трубопроводом SUMED мощностью 2,5 млн баррелей в сутки соединяют Красное море со Средиземным, образуя жизненно важный коридор для глобальных энергетических потоков.
Турецкие проливы (Босфор и Дарданеллы), соединяющие Средиземное и Черное моря, являются ключевыми для глобальной транспортировки энергоносителей. Они служат основным транзитным пунктом для поставок нефти и СПГ из Каспийского региона и России.
В 2023 году через проливы проходило около 3,5 млн баррелей нефти в сутки и 0,5 млрд кубометров СПГ в сутки. Аналогичные объемы прогнозируются и на 2025 год. Однако в последние годы объемы поставок нефти через Турецкие проливы колебались.
Россия остается крупнейшим поставщиком нефти по этому коридору, на ее долю приходится около 40% транспортируемой нефти. Примерно шестая часть сырья, перевозимого через проливы, доставляется в Турцию.
На Мыс Доброй Надежды приходится 8-10% мирового объема транспортировки нефти. Общий объем поставок по этому маршруту сократился до 6 млн баррелей в сутки в 2023 году по сравнению с 7 млн баррелей в сутки в 2021 году. Однако в 2024 году ситуация кардинально изменилась. Перевозки нефти по маршруту через мыс Доброй Надежды выросли почти на 50% до 8,7 млн баррелей в сутки.
Примерно 40% сырой нефти, транспортируемой через Кейптаун, предназначалось для Китая, при этом около трети поступало из США и почти четверть – из Южной Америки. Кроме того, ближневосточные производители, такие как Саудовская Аравия и Ирак, перенаправили значительные объемы нефти, предназначенной для Европы, через мыс Доброй Надежды, а не через Суэцкий канал. Несмотря на более высокие транспортные расходы и более длительное время транзита, трейдеры все чаще отдают предпочтение мысу Доброй Надежды из-за меньших рисков для безопасности. По сравнению с другими глобальными узловыми точками, в настоящее время он представляет собой один из самых безопасных морских маршрутов для транспортировки сырой нефти.