Россия уже к середине 2026 года выпустит первый серийный образец отечественного флота гидроразрыва пласта (технологии и оборудования, которые требуются для добычи трудноизвлекаемой нефти), сказал в интервью "ИнфоТЭК" генеральный конструктор "Корпорации Московский институт теплотехники" (МИТ) Юрий Соломонов.
Технология гидроразрыва пласта уже довольно давно используется российской нефтегазовой промышленностью, однако в стране существует критическая зависимость от импорта этих комплексов, что создает риски для добычи нефти и перспектив развития отрасли. После запуска серийного производства ситуация должна в корне измениться.
Флот ГРП — это совокупность довольно большого количества агрегатов, он состоит из машин системы управления, подогрева, подготовки смеси для закачки в скважину под огромным давлением и много другого. Всего таких агрегатов во флоте от 8 до 12.
Соломонов заметил, что МИТ сейчас ожидает заключения Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), который занимается сертификацией.
"Как только мы становимся легитимными с точки зрения добросовестного отношения к созданию оборудования, дальше я буду настаивать, чтобы был сформирован реальный государственный заказ недропользователей или эксплуатационных организаций", – заметил он.
После получения сертификата, если это произойдет в ближайшие два месяца, первые контракты будут заключены не позже III-IV квартала 2024 года. На изготовление флота потребуется год – максимум полтора. Таким образом, первый отечественный флот выйдет на рынок до первой половины 2026 года включительно.
Генконструктор заметил, что с просьбой о создании флота ГРП к ним обратилась компания "Газпром нефть". Стоимость работ составила 3 млрд рублей, половину из которых профинансировало государство, а вторую – сам институт. Опытный образец был изготовлен в ноябре 2021 года и уже успешно испытан на месторождениях "Газпром нефти".
"В конце 2023-го года мы вышли на этап так называемого полного цикла полевых испытаний. И в 2024 году уже практически провели разрывы пластов на нескольких месторождениях "Газпромнефть-Хантоса". Сейчас проведем последние два гидроразрыва в Новом Уренгое", – сказал он.
Соломонов добавил, что специалистам института удалось создать свое конструкторское воплощение каждого из этих агрегатов. Оно отличается некоторыми ноу-хау, которых в зарубежных флотах нет. Например, была автоматизирована подача смеси.
Более того, если имеющиеся флоты ГРП могут обеспечить давление 400-600 атмосфер, то российский комплекс способен достигать давления в 1000–1050 атмосфер. "Это принципиально новая вещь, которая потребовала довольно больших технологических усилий", – подчеркнул конструктор.