Доллар США и евро могут в скором будущем могут перестать быть главной валютой в торговле российской нефтью. Правительство России поручило нефтяникам как можно скорее перейти на китайские китайские юани и дирхамы ОАЭ, выяснило Energy Intelligence. По данным издания, такое поручение было дано на совещании премьер-министра Михаила Мишустина по вопросам энергетики.
Торговля нефтью в национальных валютах уже сейчас идет по ряду направлений. Например, поставки нефти китайской CNPC в этом году будут полностью оплачиваться в китайских юанях. На прошлой неделе также сообщалось, что торговые фирмы, связанные с российскими компаниями, запрашивали долларовый эквивалент в дирхамах для поставок индийским нефтеперерабатывающим предприятиям.
Россия обдумывала также возможность использования индийских рупий в расчетах по продаже нефти, но потом было решено, что стране не нужны такие большие суммы в индийской валюте для внешней торговли.
Правительство также разрабатывает новое бюджетное правило, которое предусматривает, что ЦБ РФ будет использовать валюты дружественных стран для валютных интервенций.
"Вся проблема заключается в том, что мы не можем сейчас эффективно использовать евро или доллар в связи с угрозой заморозки счетов. К тому же объем импорта еще очень низкий, пока валюта в таком объеме нам не нужна, она еще слишком токсична для банков",— заметил профессор Российской экономической школы Александр Маланичев.
Выбор юаней и дирхамов в качестве альтернативы долларам не смутил эксперта. По его мнению, России нужно копить резервы в валютах тех стран, с которыми Россия ведет торговые отношения и которые достаточно стабильны. Например, турецкая лира для этих целей не подходит, так как страна находится в преддефолтном состоянии.
"Переход на валюты ОАЭ и Китая это срочная и вынужденная мера, так как на доллары мы не можем сейчас покупать товары в достаточном объеме, из-за этого у нас начинаются проблемы с крепким рублем, который бьет по нашей экспортной промышленности", — отметил он.
Маланичев заметил, что процесс отказа от доллара будет идти в ближайшие месяцы, но затем в течение двух лет острота такого перехода ослабнет из-за наращивания импорта по альтернативным каналам. "В какой-то момент образуется новое экономическое равновесие", — считает он.