Институт энергетики и финансов опубликовал статистику по структуре морского экспорта российской нефти по странам-собственникам танкеров. По данным на середину января, доля подконтрольных России (напрямую или через использование так называемого "теневого флота") судов — выросла примерно за два месяца с 35%, до 56%.
Европейские грузоперевозчики, такие как Греция, Мальта и Кипр, которые доминировали на этом рынке до введенных ЕС 5 декабря ограничений, снизили свою долю с 47% — до 31%.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов @IEFnotes пояснил ИнфоТЭК, что статистика основана на информации сервиса отслеживания перемещения судов Braemar, на который ссылается Bloomberg. При этом институт перепроверил эти данные среди участников рынка.
Громов заметил, что доля российского и теневого флота будет расти и дальше. К концу 2023 года она может увеличиться как минимум до 66% и максимум до 75%. При этом европейские судовладельцы будут все меньше участвовать в перевозках российской нефть, хотя и не прекратят оказывать эти услуги полностью.
По его словам, в ближайшие несколько месяцев ситуация будет поставлена на паузу, так как участники рынка ждут начала действия эмбарго ЕС на поставку нефтепродуктов, которое вступит в силу с 5 февраля. В дальнейшем это ограничение усилит проблемы России по перевозке нефти, однако есть повод и для оптимизма.
"Мы видели, как в декабре рынок отреагировал на нефтяное эмбарго. Сначала все кричали, что все пропало, что все обвалилось, что все будет очень плохо. Но на самом деле нефтяной рынок оправился очень быстро: объемы морского экспорта восстановились меньше, чем за месяц. Никто не ожидал, что это произойдет так быстро! Все думали, что это случится в марте, но мы видим балансировку уже сейчас", — отметил он.
Эксперт заметил, что к концу года доля российских судов и теневого флота может вырасти примерно на 10%, и добавил, что потенциал России еще выше, так как даже сейчас ряд имеющихся танкеров не используется.
"Мы еще в начале прошлого года могли на своих судах перевозить 66% нефти танкерами, которые находятся в российской юрисдикции. Другое дело, что делать это не всегда выгодно из-за логистики, а где-то дешевле использовать супертанкеры", — пояснил эксперт.
Кроме того, у России и дальше остается возможность использовать теневой флот, который может и не принадлежать России, но действовать в ее интересах. Этими судам могут в том числе владеть ближневосточные или китайские компании, которые раньше перевозили иранскую нефть.
"Минимально совокупная цифра российского и теневого флота может вырасти на 10%. Однако, если Россия будет использовать весь потенциал, то доля может дойти и до 75%", — подытожил эксперт.