Site icon ИнфоТЭК

Российский рынок электромобилей переходит к новому этапу развития

Российский рынок электротранспорта перешел к новому этапу развития, характеризующемуся синхронным ростом парка и зарядной инфраструктуры. В Минпромторге России сообщили ИнфоТЭК, что первый этап создания базовой инфраструктуры уже завершен благодаря мерам государственной поддержки, которые позволили преодолеть первоначальный дисбаланс и создать сеть электрозарядных станций (ЭЗС) в большинстве регионов страны.

"Благодаря первым мерам поддержки развития ЭЗС, отечественная электромобильность преодолела наконец основную проблему, стоящую перед развитием электротранспорта в РФ — теперь инфраструктура в субъектах достаточна и покрыла минимальные потребности в зарядной инфраструктуре. Сейчас количество ЭЗС будет развиваться синхронно с темпами прироста электротранспорта", — отметили в Минпромторге.

В министерстве подчеркнули, что при реализации мер поддержки ведомство будет отслеживать динамику роста числа зарядных станций, перераспределяя лимиты установки ЭЗС в сторону регионов, где есть устойчивый спрос на электротранспорт.

Напомним, что среди мер поддержки – возмещение части затрат инвесторов на приобретение ЭЗС и осуществление технологического подключения к электрическим сетям.

В Минпромторге также отметили, что с текущего года ведомство является распорядителем бюджетных средств по данному направлению. При этом программа будет предусматривать более гибкие механизмы субсидирования.

"Детали сообщим, когда инструмент будет утвержден, в настоящее время он проходит процедуру согласования", — сообщили ИнфоТЭК в пресс-службе.

Правительство России активизирует поддержку отрасли: распоряжением председателя правительства Михаила Мишустина дополнительно выделяется порядка 5,7 млрд рублей на создание около 1,9 тысячи новых зарядных станций и хабов в ближайшие три года. Эти средства направятся на компенсацию операторам ЭЗС части затрат на закупку и технологическое присоединение к электросетям нового оборудования в рамках нацпроекта "Промышленное обеспечение транспортной мобильности".

Важным нормативным стимулом стало утвержденное правительством требование об обязательном оснащении новых автозаправочных станций, строящихся на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения с 1 марта 2026 года, зарядными станциями для электромобилей мощностью не менее 44 кВт. Данная мера призвана системно решить проблему доступности инфраструктуры на ключевых транспортных артериях страны.

Ведущие игроки топливного рынка уже активно включились в создание зарядной инфраструктуры. "Россети", "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть", PUNKT E и "Русгидро" самостоятельно принимают инвестиционные решения по оснащению АЗС и торговых центров зарядными станциями. Так, "Газпром нефть" планирует нарастить сеть электрозарядных станций "Розетка" на 40% – до 140 единиц к концу 2025 года, а "Лукойл" в прошлом году увеличил количество АЗС с ЭЗС до 142 (с 132). "Роснефть" по состоянию на конец 2024 года установила на автозаправочных станциях 82 быстрых электрозарядных станций, говорится в отчете компании по устойчивому развитию.

В Москве реализуется собственный подход к развитию инфраструктуры: столичный департамент транспорта завершил пилотный проект по бесплатному использованию городских ЭЗС "Энергия Москвы" и перевел их на платный режим со среднерыночными тарифами (20 рублей за кВт∙ч на устройствах постоянного тока и 15 рублей – на станциях переменного тока). По мнению властей, это повысит инвестиционную привлекательность проекта и позволит ежегодно устанавливать до 500 быстрых ЭЗС.

При этом, несмотря на развитие инфраструктуры, рынок электромобилей растет не так быстро. В прошлом году россияне купили 17,8 тысяч новых электромобилей. Как подсчитало агентство "Автостат", это всего лишь 1,1% от всех проданных в стране новых машин.

За первые семь месяцев 2025 года объем продаж новых электромобилей в России сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 5,7 тысячи единиц.

"Отметим, что и доля "электричек" в общем объеме авторынка снизилась с 1,3% (за 7 месяцев 2024 года) до 0,9% (в январе — июле 2025 г.)", – приводило данные агентство.

Есть и обнадеживающие сигналы: по данным "Автостата", в июле продажи показали первый за год рост – на 15% в годовом выражении, превысив 1,25 тыс. единиц. В топ-5 марочного рейтинга вошли Zeekr (313 экземпляров), "Москвич" (249), Evolute (224), Avatr (87) и BYD (67).

Дальнейшее развитие инфраструктуры, включая создание крупных зарядных хабов на ключевых магистралях, таких как М-11 "Нева" (первые станции появятся в 2026 году), должно стать катализатором для увеличения доли электротранспорта в общем парке страны в соответствии с целями правительственной концепции.

Особое внимание уделяется технологической независимости: российские электрозарядные станции характеризуются высокой долей отечественных компонентов (не менее 80%). В рамках мер господдержки субсидированию подлежат исключительно станции, соответствующие требованиям по уровню локализации.

Exit mobile version