Российская нефть готовится к идеальному шторму и борьбе с морскими страхами

Российская нефть готовится к идеальному шторму и борьбе с морскими страхами
Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Мировой рынок нефти сейчас находится в крайне волатильном состоянии, однако его пик еще не пройден: 5 декабря этого года заработает нефтяное эмбарго ЕС на поставку российской нефти морским транспортом, а с 5 февраля — на нефтепродукты. Великобритания уже объявила о введении таких ограничений.

Сообщалось, что ЕС, помимо решения о нефтяном эмбарго, договорился с Лондоном о запрете страхования морских перевозок топлива из России.

Генеральный директор ИнфоТЭК Рустам Танкаев считает, что эта мера способна затруднить поставки российской нефти, так как к тем компаниям, которые занимаются страхованием судов предъявляются очень серьезные требования.

"Новые компании попадают на этот рынок с большим трудом. Для того, чтобы работать на нем нужно иметь имя и историю", — считает аналитик.

Тем не менее еще в сентябре министр энергетики Николай Шульгинов говорил, что Россия прорабатывает варианты как избежать последствий в случае отказа ведущих компаний от страхования российской нефти. Он отмечал, что Россия сейчас изучает вариант создания своего страховщика или использования небольших компаний из дружественных стран.
Турция уже заявила, что способна без западного финансирования или страхования закупать и транспортировать нефть из России. При необходимости республика может адаптироваться, не нарушая санкций.

Вице-премьер Александр Новак в октябре отмечал, что правительство РФ не собирается вмешиваться в процесс выбора нефтяными компаниями страховщиков для обеспечения страхового покрытия морских перевозок. Он уточнял, что в России есть национальная перестраховочная компания, частные игроки рынка.

И действительно, по данным ИнфоТЭК, Россия уже почти решила вопрос со страхованием своих судов при помощи этой российской компании. Однако опасения на рынке еще сохраняются и немалые.

Танкаев считает, что работы одной российской компании в этой сфере может быть недостаточно, так как в вопросе страхования супертанкеров требования особенно высокие.

"Это большая административно-юридическая проблема. Правительство ее безусловно попытается решить и в какой-то мере у них это получится, но на это нужны годы и годы", — заметил он.

Специалисты страховой отрасли, опрошенные Reuters, также считают, что введение ограничений цен на российскую нефть может обернуться кризисной ситуацией, если груженые танкеры останутся в море без страховки и желающих получить груз.

Проблема может коснуться танкеров, которые уже находятся в море и доставляют купленную ранее нефть из РФ. Они могут остаться без разъяснения новых правил игры со стороны западных стран, вводящих ограничения.

"В этой ситуации судно будет сброшено с рисков, прекращено оказание ему финансовых и технических услуг. Никто не станет принимать груз", — отметил глава департамента по урегулированию претензий британской страховой компании North Майк Солтхауз.

Он заметил, что владельцы таких судов не будут иметь доходов и станут закладывать понесенные убытки в будущие контракты на перевозку, чтобы их компенсировать.

Танкаев при этом считает, что Россия сможет пережить и этот идеальный шторм, так как у страны есть рынки Китая и Индии.

"Здесь никакие санкции повлиять на поставки в эти страны не смогут", — сказал он. Однако эмбарго на российскую нефть все же может привести к падению добычи в РФ на 1 млн баррелей в сутки.

Похожую оценку в своем обзоре высказывали и аналитики Центра развития энергетики (Центр РЭ). По их мнению, влияние нефтяного эмбарго на добычу будет существенным.

Россия в декабре может сократить ее на 1,5-1,7 млн баррелей в сутки от уровня июня — октября, до около 9 млн баррелей в сутки.

"Не исключено, что это не сразу приведет к взрыву на мировом рынке, так как кризис, вызванный санкциями, ведет к снижению потребления. Однако, когда предложение будет продолжать снижаться, рынок среагирует", — добавил Танкаев.

"После этого мы будем наблюдать дикий, фантастический скачок цен, за день они могут вырасти на 40%. Однако, я не думаю, что цены поднимутся выше $150 за баррель, если только доллар сильно не упадет, а это возможно", — подытожил эксперт.