"Роснефть" открыла крупное месторождение на шельфе Печорского моря. Месторождение получило название Мадачагское, его извлекаемые запасы составляют 82 млн тонн. Это одно из самых крупных открытий на российском шельфе за последнее время, отмечает компания.
"Бурение осуществлялось с берега, с отходом от вертикали до 1232 м, общая глубина скважины составила 4435 м. В ходе испытаний получен фонтанный приток нефти с максимальным дебитом 220 м3/сут. Полученная нефть легкая, малосернистая, незначительной вязкости", — говорится в сообщении компании.
Компания отмечает, что геологоразведка в акватории Печорского моря подтвердила значительный нефтяной потенциал Тимано-Печорской провинции на шельфе. Результаты ГРР стали основной для продолжения изучения и освоения региона. Также "Роснефть" подчеркивает, что повышение эффективности восполнения запасов является одной из ключевых задач, включенных в стратегию "Роснефть-2022". Компания намерена довести воспроизводство запасов не менее чем до 100% от объемов добычи.
"По запасам месторождение относится к категории крупных (до 300 млн тонн), – рассказывает гендиректор информационно-аналитического центра ИнфоТЭК Рустам Танкаев. – Такие месторождения открываются не так часто (причем, в основном, как раз "Роснефтью").
Танкаев отмечает, что многие компании в России свернули геологоразведочные работы из-за слишком тяжелого налогового бремени, так что фактически масштабную геологоразведку могут вести только крупные игроки такие как "Роснефть". Далеко не все российские компании могут похвастаться тем, что способны возобновить собственные запасы на 100%. Этого не может ни "Газпром", ни "Лукойл", — утверждает Танкаев.
Аналогичная ситуация с ГРР наблюдается во всем мире, но западные компании, например, заявляют, что они переориентируются на "зеленые" проекты.
"В действительности же причина в том, что 70% перспективных запасов нефти и газа расположены на территории России, и инвестировать в геологоразведку в других регионах малоперспективно", — поясняет Танкаев. — Именно поэтому западные мейджоры сейчас отказываются от долгосрочных инвестиций и заработанные средства переводят, в основном, в дивиденды".
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики, эксперт ИнфоТЭК Александр Фролов в свою очередь отметил, что в последние восемь лет и мейджоры нефтяного рынка, и небольшие компании все более неохотно вкладывали деньги в геологоразведку и обустройство новых месторождений.
"Что, с одной стороны, неудивительно после пережитых кризисов 2014-2016 гг., 2018 года и 2020 года. Финансовые результаты большинства игроков были удручающими, многие компании показывали чистые убытки на миллиарды долларов. С другой стороны, крупные регионы с точки зрения потребления углеводородов (в первую очередь США и Евросоюз) все больше уходили в "зеленую" риторику, стимулировали инвестиции в возобновляемые источники энергии", — отметил Фролов.
По его словам, в результате это все вылилось в недофинансирование мировой нефтегазовой отрасли.
"Однако российский нефтегаз вообще и "Роснефть" в частности сохранили приверженность политике "углеводородного оптимизма", и средства, вложенные в нефтегазовые проекты, уже начинают окупаться. А со временем эффект от этих инвестиций будет только накапливаться.
Открытие столь крупных месторождений, как Мадачагское, говорит о том, что данный регион является практически нетронутой кладовой углеводородного сырья. Реализация таких проектов будет способствовать развитию ближайших регионов, а также Северного морского пути", — подчеркнул Фролов.