Правительство ФРГ одобрило поправку о национализации энергоактивов

Правительство ФРГ одобрило поправку о национализации энергоактивов
Фото: Global Look Press/Michael Kappeler

Правительство Германии 25 апреля одобрило поправку, которая позволит властям передавать энергетические компании под внешнее управление и даже национализировать их, если внешнего управления окажется недостаточно для того, чтобы в чрезвычайной ситуации предприятие могло функционировать, сообщает Reuters.

Инициатор законопроекта министр экономики ФРГ Роберт Хабек отметил, что при высоких ценах на энергоносители и высокой неопределенности риски очевидны, поэтому Германия должна быть готова к ухудшению ситуации. Теперь поправку должен одобрить немецкий парламент. По данным источника Reuters в правительстве ФРГ, это должно произойти в мае.

Ранее подобная мера уже была принята в отношении компании Gazprom Germania, которая объединяет целый ряд европейский предприятий "Газпрома" (Gazprom Marketing & Trading Ltd, Wingas, Gascade Gastransport, Astora, Gazprom NGV Europe и др.) и является оператором нескольких крупных германских ПХГ. До недавнего времени GG была дочерней структурой "Газпрома", но 1 апреля российский холдинг прекратил участие в GG и всех ее активах. 4 апреля Gazprom Germania была передана под попечительное управление Федерального сетевого агентства ФРГ.

"Сейчас основной вопрос: успел ли "Газпром" закрыть сделку по GG, — пояснил ИнфоТЭК ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Стороны по этому поводу молчат, но есть версия, что попечительное управление в отношении Gazprom Germania как раз и было введено для того, чтобы заблокировать продажу актива".

По словам Юшкова, если сделка все же была завершена, то возникает другой вопрос: кто стал новым владельцем? Если это какая-то компания, так или иначе подконтрольная самому "Газпрому", то, действительно, возникает риск национализации.

Кроме того, есть риск национализации "дочки" "Газпрома", владеющей участком газопровода "Северный поток-2", находящемся в акватории Германии. Однако, как указывает Юшков, правительство ФРГ создало механизм национализации, но это отнюдь не значит, что все активы автоматически будут передаваться в собственность Германии.

"Скорее, судьба предприятий будет зависеть от их поведения, будут ли они препятствовать проведению политики отказа от российских энергоносителей, — считает эксперт. — В этом аспекте риски для "дочки", владеющей участком СП-2 невелики, ведь она, по сути, никакой деятельности не осуществляет".