Министерство энергетики РФ ухудшило прогноз по экспорту российского водорода. Как сообщает "Коммерсант", стрессовый сценарий программы развития низкоуглеродной энергетики РФ до 2030 года исключает из числа импортеров водорода Германию, Японию и Южную Корею, а также еще ряд стран, признанных недружественными. В связи с этим экспортный потенциал России по водороду снижен с 9,5 млн тонн до 4,5 млн тонн. Речь идет о так называемом "голубом водороде", который производится методом парового риформинга природного газа, и "зеленом", получаемом за счет электролиза с использованием энергии из возобновляемых источников.
При этом отмечается, что Япония и Южная Корея в перспективе могут проводить независимую политику в отношении России, а совокупный потенциал этих стран по спросу на водород оценивается в 3,7 млн тонн в год.
Россия на данный момент вообще не экспортирует водород, и вряд ли будет экспортировать (во всяком случае – в ближайшие годы). Руководитель Центра компетенций Национальной технологической инициативы "Новые и мобильные источники энергии" при ИПХФ РАН Юрий Добровольский пояснил ИнфоТЭК, что в первую очередь в водороде нуждаются развитые и энергодефицитные страны, такие, как та же Германия – но она уже признана недружественной страной.
"Если через несколько лет ЕС отменит санкции, европейский рынок водорода будет уже занят, будут налажены цепочки поставок водорода — без участия России", — говорит эксперт.
Потенциально в российском водороде заинтересованы КНР и Индия, однако у этих стран есть свои масштабные программы развития "зеленой" энергетики. Таким образом, у России, по словам Добровольского, остается единственная "водородная" цель — собственный рынок. В частности, электроэнергия, получаемая при помощи водорода, позволит "озеленить" российскую промышленность, снизив углеродный след производства металлургической продукции, аммиачных удобрений, нефтепродуктов и т. д.
"Кроме того, развитие водородного сектора принципиально важно для отечественной транспортной отрасли, — говорит Добровольский. — Постепенно электрокары и водородомобили будут замещать машины с двигателем внутреннего сгорания. И если электрокары — это решение для личного автотранспорта в городах, то автомобили, работающие на топливных элементах, использующих водород, будут востребованы в сфере общественного транспорта и междугородних перевозок".