ОПЕК+ имеет возможности начать наращивать добычу в 2024-2025 гг
Wood Mackenzie опубликовало свое видение текущего состояния нефтяного рынка: что может означать повышение цен на нефть в 2024 году для экономики и политики и какие у ОПЕК+ есть возможности увеличить поставки.
Несмотря на корректировку прогнозов спроса в сторону понижения, по мнению Wood Mackenzie, 2023 год станет еще одним годом активного восстановления после Covid. "Теперь мы ожидаем, что мировой спрос увеличится в этом году на 2 млн б/с, что лишь незначительно ниже уровня 2022 года", — говорится в обзоре.
Китай, несмотря на свои предполагаемые экономические трудности, обеспечит около половины этого роста в результате восстановления экономики от суровых карантинных мер. Мировой спрос в настоящее время достигает нового рекордного уровня — более 102 млн б/с.
Толчком к росту цен выше $90 за баррель, по мнению аналитиков, стало, прежде всего, решение продлить добровольные сокращения поставок нефти до конца года. Поскольку в 2023 году добыча в странах не-ОПЕК увеличится больше, чем спрос, сокращение добычи ОПЕК+ сыграло важную роль в приведении рынка в равновесие, отмечает Wood Mackenzie.
Ожидается, что добыча жидких углеводородов в странах не-ОПЕК продолжит расти, но меньшими темпами. Рост в 2024 и 2025 годах составит около 1 млн б/с (вдвое медленнее, чем в этом году).
Основными поставщиками выступят США, Канада, Бразилия и Гайана. Однако добыча нефти в США резко замедляется, поскольку операторы соблюдают строгую капитальную дисциплину в условиях растущей инфляции издержек. "После увеличения на 0,8 млн баррелей в сутки в 2023 году мы ожидаем, что в 2024 году рост составит всего 0,2 млн баррелей в сутки", — пишут аналитики.
По мнению экспертов, фундаментальные показатели говорят о том, что у ОПЕК+ есть некоторые возможности для увеличения добычи в течение следующих двух лет. Страны не-ОПЕК, готовы обеспечить чуть более половины от 3,4 млн б/с конкурентоспособного спроса в 2024-2025 годах. Это оставляет возможность ключевым производителям ОПЕК, на долю которых приходится основная часть сокращения поставок, увеличивать добычу с текущих уровней. Однако многое зависит от роста спроса и от того, начнет ли мировая экономика выходить из спада. "Черным лебедем" остается стремление Ирана увеличить экспорт.
Средняя цена Brent в 2024 году ожидается на уровне $90 за баррель, что на 7% выше, чем в этом году. У ОПЕК+ есть все основания продолжать поддерживать рынок. Но не все будет так просто, подчеркивают эксперты. Потребуется умелое управление и время для того, чтобы возобновить сокращение добычи на 2,6 млн б/с и вернуть поставки к целевым уровням ОПЕК+ на ноябрь 2022 года, не нарушая существующего равновесия.
Говоря об экономических и политических последствиях сегодняшней цены нефти, Wood Mackenzie успокаивает, что, во-первых, $90 за баррель не так уж и высоки — в реальном выражении это всего лишь 60% от среднего показателя 2011 года, рекордного уровня Brent за все время. Во-вторых, мировая экономика гораздо менее зависима от нефти и, следовательно, менее чувствительна к колебаниям цен на нефть, чем это было раньше, отмечают эксперты.
Однако есть как победители, так и проигравшие от повышения цен. У стран-производителей дела идут лучше, у стран-импортеров нефти — хуже. Для США — как для производителя, так и для потребителя — это работает в обоих направлениях.
Экономические последствия повышения цен на нефть наиболее остро ощущаются на бензоколонках, ударяя по карманам избирателей. "Это открывает возможность политического поворота. Решение о том, сколько нефти ОПЕК+ решит вернуть на рынок в ходе президентской кампании в США в следующем году, может повлиять на намерения избирателей", — подчеркивают аналитики.