Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) сербской NIS приостановил работу. Это означает, что Сербия оказалась полностью зависимой от импорта нефтепродуктов.
Остановка работы НПЗ связана с санкциями США против компании NIS, контрольный пакет акций в которой принадлежит российским акционерам — "Газпром нефти" и структуре "Газпрома".
Президент Сербии Александр Вучич попросил Россию продать свои доли в NIS в течение пятидесяти дней.
Ранее ИнфоТЭК сообщал, что российские акционеры компании NIS прорабатывают продажу принадлежащего им контрольного пакета акций и готовы к сделке. Об этом сообщила министр горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии Дубравка Джедович-Ханданович.
Как заявила глава сербского Минэнерго, российская сторона выразила готовность к продаже доли в размере 56,15% в капитале предприятия.
Напомним, в январе 2025 года Минфин США включил в санкционный список "Газпром нефть", главу компании Александра Дюкова и сербскую NIS. После предоставленных отсрочек ограничительные меры вступили в силу 9 октября. Президент Сербии Александар Вучич ранее заявлял, что Белград не возлагает ответственность за ситуацию на Москву и рассчитывает на совместное урегулирование вопроса. Впоследствии он также сообщил, что после американских ограничений NIS фактически столкнулась с рестрикциями со стороны Европейского союза.
NIS осуществляет основную производственную деятельность на территории Сербии, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Румынии и Венгрии. Крупнейшими акционерами компании являются "Газпром нефть" (44,85% акций), государство Сербия (29,87%) и АО "Интэлидженс" из Санкт-Петербурга, находящаяся под управлением "Газпром капитала" (11,3%).
Комментарий ИнфоТЭК:
НПЗ в Панчево является не единственным нефтеперерабатывающим заводом в Сербии (есть еще предприятие в Нови-Саде, которое также принадлежит НИС), но это основной производственный центр нефтепродуктов в стране. Если бы проблема была только в ресурсной базе, то завод мог бы продолжать работу, так как "Нефтяная индустрия Сербии" примерно на треть обеспечивает свои потребности собственной добычей. Однако проблема, насколько можно судить, в юридических ограничениях. Чисто теоретически государство Сербия могло бы закрыть на эти ограничения глаза. Но, судя по всему, руководство республики не просто не хочет пойти на риск (что в целом объяснимо), оно прямо заинтересовано в скорейшей смене собственности на долю группы "Газпром" в НИС.
Президент Сербии, который сегодня сетует на восемь-девять месяцев, в течение которых российская сторона, по его словам, не предпринимала должных шагов для разрешения ситуации, начал делать прозрачные намеки о необходимости продажи НИС еще в декабре 2024 года. Фактически, на тот момент его слова можно было интерпретировать в качестве призыва к введению санкций против российских партнеров. Но проблема не в интерпретациях, которые, конечно же, могут быть целиком ошибочными. Проблема на данный момент в сумме, которую предлагал Белград. Речь шла про 600 млн евро. Сегодня на сайте компании можно прочитать, что в НПЗ в Панчево инвестировано 900 млн евро. В целом в развитие НИС с 2009 года вложено более 3,5 млрд евро. Компания обеспечивает порядка 15% бюджета Сербии.
Разумеется, покупка такого актива по бросовой цене с его последующей перепродажей является привлекательно перспективой.
Текущая приостановка деятельности НПЗ в Панчево из-за враждебных действий Соединенных Штатов подается руководством Сербии как результат бездействия российской стороны. Даже на этом уровне поведение официального Белграда выглядит, мягко говоря, противоречиво.