Кадровый дефицит становится для нефтегазовой отрасли задачей не менее важной, чем поиск новых месторождений. Компании ведут тяжелый бой за умы молодежи с IT-сектором и креативными индустриями. В ответ на вызовы нефтяники создают корпоративные университеты и колледжи, открывают отраслевые классы, сотрудничают с вузами, ссузами и школами.
Тема кадров с годами звучит все громче и на дискуссионных площадках. Недавно вопрос привлечения и удержания нового поколения в добывающей отрасли эксперты обсуждали в рамках крупнейшего форума, посвященного развитию минерально-сырьевой базы, "ПроГРРесс". В фокусе дискуссии оказались реальные барьеры, которые мешают молодым специалистам связать карьеру с добывающей промышленностью, а также главные стереотипы, окружающие отрасль. Ключевой вопрос сессии заключался в том, какие методы помогут развеять эти мифы и показать, что современная добыча — это сфера широких возможностей, творческого развития, активного применения технологий и роботизации.
Отдельный вызов для отрасли — рассказать потенциальным кадрам о профессиях, не знакомым вчерашним студентам. Яркий пример — направление лицензирования и недропользования. Как отметил Анатолий Дроздов, начальник департамента лицензирования и недропользования "Газпром нефти", в России нет ни одного вуза, который готовил бы таких специалистов с нуля. Работодателям приходится доучивать их самостоятельно, создавая внутренние образовательные программы и приглашая студентов на стажировки.
В ответ на кадровый вызов компании выстраивают собственные образовательные экосистемы. "Газпром нефть", например, работает с будущими сотрудниками через сообщества "Лига школ", "Лига колледжей" и "Лига вузов", объединяющие более 80 учебных заведений. Идея в том, чтобы вести перспективных ребят со школьной скамьи, формируя у них интерес к отрасли.
Используют нефтяники и нестандартные ходы — например, проект "Газпромнефть-Гео" "Школа юных геологов" был отмечен в 2025 году грамотой Минтруда РФ. Он в игровой форме знакомит детей сотрудников компании с профессией родителей, повышает ее значимость и привлекательность.
По итогам обсуждений можно сделать вывод, что отрасль понимает: старые методы найма уже не работают. Поэтому поиск решений продолжается, и его успех будет зависеть от того, сможет ли нефтянка заговорить с новым поколением на одном языке и предложить ему не просто стабильность, а интересную карьеру в высокотехнологичной индустрии.