Морской экспорт нефти из России в феврале оставался устойчивым, признал Bloomberg
Морской экспорт нефти и нефтепродуктов из России в феврале сохранялся в среднем на уровне 7,32 млн баррелей в сутки, следует из данных исследовательской компании Kpler.
Это соответствует объемам, отгруженным в декабре, и всего на 9% ниже исторического максимума января, отмечает Bloomberg.
В феврале "старушка" Европа вместе со странам G7 ввела ограничения против экспорта российских нефтепродуктов морским путем, в том числе потолки цен, один из которых установлен в размере $45 за баррель на нефтепродукты, которые стоят дешевле нефти (топочный мазут, нафта), другой – в $100 за баррель на высокомаржинальные нефтепродукты: дизель и керосин.
Многие аналитики предсказывали крах российского экспорта, однако пока пессимистичные прогнозы не сбылись. Вице-премьер РФ Александр Новак ранее говорил, что объемы на февраль были полностью размещены.
Интересно, как будет развиваться ситуация в марте – с сегодняшнего дня Россия начинает добровольное сокращение добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки от уровня января.
Эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов @OilGasGame считает, что снижение добычи нефти в России должно сказаться только на экспорте, а не на загрузке российских НПЗ.
"Мы поставляли на внешние рынки порядка 45% добываемого черного золота. Остальное шло на переработку внутри страны. Россия является основным рынком сбыта для отечественных производителей нефтепродуктов. Так, отечественный потребитель получал порядка 90% производимых бензинов. Это не означает, что не может произойти сокращение объемов нефтепереработки, но если подобное и произойдет, то не из-за сокращения добычи на 5% от текущего уровня. Более того, нефтяникам сейчас более выгодно сосредоточиться поддержании уровня производства нефтепродуктов", – отметил он.
Эксперт подчеркнул, что сейчас российская нефтяная отрасль находится в переходном периоде. В 2022 году потребовалось перестроить взаимоотношения с некоторыми поставщиками услуг и оборудования, которые оказались недоступны на данный момент из-за санкций.
"К счастью, наш ТЭК действительно проводил импортозамещение, начиная, примерно, с 2007 года. Поэтому некоторые болевые точки, на которые пытались надавить наши "партнеры", оказались надежно защищены российскими производителями. Это не означает, что импортонезависимость теперь составляет 100%, но и того обвала, на который рассчитывали авторы санкций, нам удалось избежать. Сейчас основная задача — это продолжить реализацию намеченных ранее планов. Как в области добычи, так и в области нефтепереработки, а также нефтегазохимии. До 2030 года у российских нефтяников на этих направлениях масса работы", – отметил Фролов.
Наиболее актуальная составляющая переходного периода сейчас — это перестройка логистических цепочек.
"Большая часть продукции, которая шла нефтепроводным транспортом в Евросоюз, теперь направляется морским путем на альтернативные рынки. Растет плечо подвоза, кратно увеличиваются сроки доставки и порожние пробеги танкеров. Это означает, что важно не только обеспечить нефтяную отрасль необходимым количеством судов, но и оптимизировать цепочки поставки", – добавил он.