Морские отгрузки российской нефти в течение года оставались относительно стабильными — 3,1 млн баррелей в сутки в январе против примерно 3,2 млн баррелей в сутки в ноябре. Однако введенное в декабре эмбарго ЕС привело к сокращению общего экспорта на 11-13% по сравнению с ноябрем, следует из подсчетов Центра развития энергетики (ЦРЭ).
В итоговом отчете ЦРЭ говорится, что благодаря перестройке логистики и предоставлению значительных дисконтов российским нефтекомпаниям удалось стабилизировать экспортные отгрузки, перенаправляя их в страны Азии.
"Тем не менее, после первоначального восстановления в апреле-мае экспорт российской нефти планомерно снижался в течение года, поскольку компании стремились сократить дисконты, а переработка обеспечивала большую маржинальность для большинства игроков, — говорится в отчете. — При этом морские отгрузки нефти оставались относительно стабильными почти весь год — 3,1 млн баррелей в сутки в январе против примерно 3,2 млн баррелей в сутки в ноябре. Однако в декабре после вступления в силу эмбарго ЕС морские отгрузки из портов Балтики резко упали, что, по нашим оценкам, привело к сокращению общего экспорта в последний месяц 2022 года на 11-13% по сравнению с ноябрем".
Вице-премьер РФ Александр Новак в начале декабря отмечал, что Россия не ждет существенного снижения экспорта нефти в декабре, так как поставки были законтрактованы еще в конце октября-начале ноября.
В отчете ЦРЭ отмечается, что направления экспорта в текущем году изменились радикальным образом. В феврале 70% морского экспорта нефти из России приходилось на страны ЕС и Великобританию, и ещё 9% —
на Японию и Южную Корею.
"Таким образом, совокупная доля Китая и Турции в морских поставках нефти из РФ занимала немногим более 20%, а поставок в Индию фактически не было. В первой половине декабря Индия стала с отрывом крупнейшим рынком для морских партий российской нефти с долей как минимум в 42%", — отмечается в отчете.
При этом, подчеркивают эксперты, пока неизвестны пункты назначения для примерно 20% объемов, отгруженных из российских портов в первой половине декабря, и значительная доля этих поставок после перегрузки в более крупные танкеры может в конечном итоге тоже оказаться в Индии.