В 2020 году всему миру казалось, что цена нефти больше никогда не станет выше $100 за баррель. О том, что никто больше не заинтересован в высоких ценах говорили почти все: от российских чиновников и саудитов – до западных экспертов. Российский же бюджет был сверстан при цене нефти от $40 до $50 за баррель.
"Не хотелось бы снова видеть цены на нефть выше $100 за баррель, так как это может стимулировать инвестиции в низкорентабельные малоэффективные проекты и потом опять привести к тому, что мы уже проходили — обрушению рынка", — говорил два года назад бывший глава "Лукойла" Вагит Алекперов, и такого рода заявления были довольно типичными в то время.
Теперь же ситуация изменилась кардинально. Вице-премьер России Александр Новак говорит, что новый бюджет страны на 2023–2025 годы будет сверстан с ценой нефти в $70 за баррель, а ОПЕК+ принимает решение по снижению квоты на добычу на 2 млн баррелей в сутки, что приводит к стремительному росту цены до $96 за баррель. При этом сильного дефицита на рынке как не было, так и нет.
Западные аналитики уже называют высокую стоимость нефти новой реальностью. Например, Goldman Sachs повысил прогноз цен из-за решения ОПЕК+ c $99 до $104 за баррель в этом году, и со $108 до $110 в 2023 году.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов объяснил можно ли считать высокую цену нефти новой реальностью, рассказал при каких ценах будет жить рынок нефти, а также рассказал почему отрасль будет стремиться остаться в ценовом коридоре от $80 до $100 за баррель.
Фролов подчеркнул, что ни покупателям, ни продавцам не нужны сверхвысокие или сверхнизкие цены, а нужны оптимальные и стабильные. В этом вопросе ничего не поменялось с 2020 года, когда стоимость нефти падала до $28 за баррель, а на рынке в США уменьшалась даже и до отрицательных значений.
"Дело в том, что доллар раньше был другой, в 2021 и 2022 годы он сильно ослаб и мы наблюдаем значительную инфляцию, поэтому целевые показатели по нашей нефти в долларом выражении также должны были измениться. Если раньше доллар терял 50% стоимости за 16 лет, то теперь он рискует потерять 50% за 7 лет при сохранении текущих уровней инфляции", — пояснил эксперт.
По его словам, цены в $50-60 за баррель теперь недостаточно, так как за эти же деньги можно купить меньше товаров. Также в низких ценах сильно не заинтересована и Россия, которая вынуждена продавать нефть с существенным дисконтом. "Если раньше скидка составляла $1-2, то в этом году она достигала $30, а сейчас $20. Это предопределяет изменение подходов к мировой цене, которая нас будет устраивать", — уточнил он.
Эксперт считает, что цена в $80-90 за баррель является средним оптимальным уровнем для большинства производителей, чтобы продолжать инвестировать в отрасль. "Но учитывая продолжение обесценивания доллара эта величина может составить $100", — добавил эксперт.
"Есть определенный коридор, которого нужно придерживаться. Пока есть ОПЕК+ можно не беспокоиться, он будет. Им не нужны цены в $130 за баррель. Сейчас будет поддерживаться коридор цен от $80 до 100 за баррель. Конечно, она может подниматься и до $110 или выше, но эта цена уже особо никому нужна", — подчеркнул он.