Минэнерго РФ предлагает снизить демпферные выплаты авиакомпаниям

Минэнерго РФ предлагает снизить демпферные выплаты авиакомпаниям
Фото: Е. Разумный

Министерство энергетики предложило кабмину скорректировать формулу демпфера в отношении авиационного топлива, сообщает газета "Известия" со ссылкой на письмо Минэнерго РФ. В письме, в частности, отмечается, что авиакомпании на сегодняшний день получают за счет демпфера несправедливо большую льготу.

Демпферный механизм предполагает компенсации авиакомпаниям в случае, если экспортная цена авиакеросина превышает заложенную в демпфер индикативную цену (в 2022 году последняя определена на уровне 55,9 тыс. рублей за тонну). В марте текущего года экспортные цены резко выросли, тогда как внутренние сдерживались производителями. В результате такого разрыва компенсации из бюджета сильно выросли.

"Исходя из средней стоимости топлива в российских аэропортах (67 173 рубля за тонну, по данным Росавиации), бюджет компенсировал перевозчикам 85% стоимости керосина. По оценкам аналитиков исследовательской группы "Петромаркет", авиакомпаниям только в марте должны были вернуть 17,2 млрд рублей за покупку топлива", — пишут "Известия".

Минэнерго РФ предлагает отвязать размер компенсаций от экспортных цен и привязать его к биржевой цене. Однако если экспортная альтернатива вновь окажется ниже индикатора, нужно будет вернуться к экспортной привязке, считает министерство.

"Демпфер изначально вводился в том числе для того, чтобы сдержать рост цен на авиакеросин, — напомнил ИнфоТЭК руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. – Тогда, в 2019 году доля керосина в стоимости авиабилетов достигала 60%, тогда как комфортный для авиакомпаний уровень – 25-30%. То есть, дополнительные затраты авиаперевозчиков на топливо перекладывались на покупателей билетов. Именно эту проблему призван был устранить демпфер. Причем компенсации из бюджета авиакомпании начали получать только в 2021 году. Если сейчас снизить уровень компенсаций, то затраты на керосин вырастут и вновь увеличится доля топлива в стоимости билетов. Авиакомпании будут вынуждены резко повысить цены, что приведет к снижению авиаперевозок, так как не все смогут себе позволить билеты по новым ценам. Это, в свою очередь, дополнительно ударит по доходам авиакомпаний, а это — уже путь к банкротству, потеря тысяч (а вместе со смежными отраслями, возможно, и десятков тысяч) рабочих мест".