"Каспийский трубопроводный консорциум" в 2024 году снизил отгрузку нефти с морского терминала – на 0,7%, до 63,01 млн тонн, погрузка была осуществлена на 584 нефтеналивных судна.
С казахстанских месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган в трубопроводную систему было отгружено 26,8 млн тонн, 9,8 млн тонн и 17,2 млн тонн соответственно. Совокупно этот объем составил 53,8 млн тонн или 85,5% от общей отгрузки с терминала КТК.
Объем отгрузки нефти с морского терминала оказался на 7 млн тонн ниже прогноза на 2024 год. Ранее КТК планировал, что этот показатель по итогам года составит порядка 70 млн тонн нефти.
"Данный показатель был включен в бюджет КТК, в соответствии с которым планировались финансовые затраты компании по капитальным и эксплуатационным проектам, резервирование энергетических мощностей для обеспечения перекачки нефти, закупки антифрикционных присадок и иные затраты, связанные с обеспечением безопасной, безаварийной и устойчивой работой нефтепровода Тенгиз – Новороссийск", – заметили в компании.
В компании сообщили, что снижение прогнозных объемов было обусловлено невыполнением предварительных заявок грузоотправителей. Это скажется в том числе на размере выплат дивидендов акционерам, добавили в консорциуме.
Казахстан, который за последние 30 лет нарастил добычу нефти в 3 раза, неоднократно говорил о планах нарастить ее еще сильнее – до 100 млн тонн. В 2023 году страна хотела извлечь 92-93 млн тонн, в итоге добыча составила 90 млн тонн. В прошлом году при планах добычи в 90,3 млн тонн нефти страна смогла произвести (по предварительным данным) только около 87,8 млн тонн.
Снижение добычи в прошедшем году во многом связано с внеплановой остановкой добычи на ремонт на крупнейшем в стране месторождении Кашаган, а также с необходимостью сокращения добычи в рамках ОПЕК+ из-за перепроизводства.