Судоходство в Персидском заливе, одном из важнейших в мире маршрутов транзита энергоносителей, осложнилось из-за конфликта Ирана и Израиля. Эскалация напряженности вынудила судоходные компании ограничить транзит только дневным временем, в результате чего с прошлой недели образовался затор из почти 1000 судов, пишет S&P Global со ссылкой на участников рынка.
Опасения трейдеров связаны не только с тем, что суда могут подвергнуться нападению, непосредственная проблема заключается в том, как вывезти недавние партии груза из Персидского залива.
"Для движения используется только окно в 16 или 18 часов вместо обычных 24 часов, что и приводит к такому скоплению судов", — сообщил источник.
Ормузский пролив соединяет Персидский залив с Аравийским морем. Через этот маршрут проходит примерно 20 млн баррелей нефти, конденсата и топлива в сутки, а также почти 11 млрд кубических футов СПГ.
Другие участники рынка также отметили проблему глушения GPS, которая приводит к серьезным сбоям в работе в Персидском заливе.
Один из участников рынка сообщил, что нельзя исключать возможность столкновения судов из-за сбоев в глобальной системе GPS: обнаружение других судов поблизости становится крайне затруднительным, а навигация нарушается.
По оценкам Platts, перегруженность Персидского залива уже привела к значительному росту ставок фрахта. Если Ормузский пролив будет закрыт, то ставки упадут, так как часть судов будет вынуждена простаивать. В обратном случае ставки могут вырасти дополнительно, так как владельцы могут потребовать большую премию за фрахт под предлогом входа в зону боевых действий.