Каспийский трубопроводной консорциум, крупнейший экспортный канал нефти Казахстана, через который экспортируется 80% нефти страны, приостановил работу как минимум на 30 дней. Запретить работу нефтеналивного терминала постановил приморский районный суд Новороссийска по иску Ространснадзора из-за нарушения плана ликвидации аварийных разливов нефти.
Казахстан является значимым игроком на рынке нефти и "любая остановка поставок казахстанской нефти болезненна для мирового рынка и, конечно, приведет к повышению цен", — заметил генеральный директор ИнфоТЭК Рустам Танкаев.
Ространснадзор обнаружил нарушения еще 6 мая, а месяц назад компании было выдано предписание их устранить до 30 ноября. Параллельно ведомство обратилось в суд с требованием к КТК приостановить отгрузку нефти на 90 суток. Суд вынес решение о приостановке работы терминала на 30 суток.
В КТК в среду заявили, что немедленная остановка работы причала может привести к необратимым последствиям для производственного процесса терминала, и есть риск повлечь "в том числе его разрушение, поскольку технологические требования к транспортировке нефти не позволяют сиюминутно и одновременно остановить производственную деятельность", — отметили в консорциуме и сказали, что будут оспаривать решение в суде.
Черная полоса КТК
Несчастья и обвинения преследуют КТК уже давно. Все началось 7 августа 2021 года, когда на терминале случился разлив нефти. В Росморречфлоте тогда заявляли, что он произошел с греческого танкера Minerva Symphony при погрузке с терминала. По информации же КТК, причиной стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью выносного причального устройства.
После этого Ростехнадзор начал проверки. Одновременно Росприроднадзор оценил ущерб от разлива нефти для природы в 4,5 млрд рублей, но КТК не согласился, по их мнению более корректная сумма в 13 раз ниже и составляет 350 млн рублей, однако в итоге компания заплатила еще больше – 5,3 млрд рублей.
Позднее, 21 марта 2022 года, на терминале случилось еще одно происшествие: в результате шторма повредились выносные причальные устройства, что привело к сокращению отгрузки нефти в течение месяца.
Тем временем продолжались и надзорные проверки: вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила до 25 апреля оценить техническое состояние терминала. Росприроднадзор выявил 101 нарушение на 13 объектах. Их обнаружил и Ространснадзор, что и привело в конечном итоге к остановке терминала.
В этот же период компания столкнулась с последствиями Великой Отечественной войны. Совсем недавно, 29 июня, МЧС уничтожил фугас образца 1943 года, который был обнаружен в зоне безопасности ВПУ-2 морского терминала КТК. Уточнялось, что фугас весит 8,8 кг. Это также помешало работе терминала.
Генеральный директор ИнфоТЭК Рустам Танкаев напомнил, что экологические проблемы с каспийской нефтью случались и ранее, в том числе и на месторождении Тенгиз в Атырауской области Казахстана, которое является ресурсной базой КТК. По его словам, там происходили в том числе разливы нефти. Также это месторождение известно своими массовыми драками рабочих, которые происходили в 2019 и 2006 годах.
"Вся инфраструктура по поставке нефти через Каспий и через территорию России достаточно уязвима, на Каспии вообще очень серьезные экологические проблемы, они связаны и со старыми скважинами. Поэтому их очень серьезно мониторят и рынок очень болезненно реагирует на любые разливы нефти в регионе", — сказал он.
Эксперт добавил, что потенциал этого месторождения до конца неизвестен и поставки нефти с него можно значительно увеличить. "Но с ним есть проблемы. Казалось бы, мелочь. Подвижка одной трубы, небольшой разлив нефти, но экологические проблемы вокруг этих проектов всегда ведут к очень большим последствиям", — уточнил Танкаев.
Судьба нефти Казахстана
Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков еще в июне говорил, что Казахстан рассматривает альтернативные КТК варианты маршрутов экспорта нефти, но не уточнял какие именно. Он говорил, что его страна экспортирует через КТК 54 млн тонн нефти в год. После аварии на КТК у страны была возможность перенаправить на другие экспортные каналы только 16-17 млн тонн нефти, говорил он.
Танкаев же отметил, что у Казахстана, действительно, есть варианты. Во-первых, это могут быть поставки нефти через иранский порт Нека на Каспии. "Учитывая лоббистские возможности Chevron (акционер КТК) в США, я думаю, что эту нефть из Ирана пропустят, и она достигнет целевых рынков. Второй путь — это Азербайджан. Можно поставлять по их нефтепроводу в Турцию и дальше на европейские рынки", — добавил он.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также считает, что Казахстан может попытаться перенаправить потоки нефти, но это будет для страны довольно дорого из-за более сложной логистики.
"Теоретически страна может перекинуть эти объемы на другие российские направления, в том числе на российские порты Усть-Луга, Новороссийск или на другие нефтепроводы. Они могут теоретически гнать танкеры и через Каспийское море в Баку и дальше по нефтепроводу в Средиземное море, но это обойдет им существенно дороже из-за перевалки", — подчеркнул он.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уже заявил о необходимости диверсифицировать маршруты поставок нефти из страны. Приоритетным он назвал Транскаспийский маршрут — поставки в Европу в обход России.