Обладая богатыми запасами дешевого газа и относительно небольшим внутренним рынком, Катар долгое время был крупнейшим поставщиком СПГ в мире — с 2008 по 2020 год. Но в 2022 году с пьедестала его сместила Австралия, а в 2023 году лидерство перешло к США.
Аналитики Kpler Insight ожидают, что в 2024-м США еще больше укрепят свои позиции экспортера номер один и поставят на рынок 87 млн тонн против катарских 79 млн тонн.
Одной из главных причин потери Катаром доли рынка стало неизменное число экспортных мощностей по СПГ — около 77 млн тонн с 2011 года, хотя фактический экспорт часто превышает заявленные мощности. В то же время, США с 2016 года пережили период быстрого и устойчивого расширения, который превратил страну из зарождающегося игрока в мирового лидера. С 2016 года мощности по экспорту СПГ в США выросли до более чем 90 млн тонн в год.
Имея в настоящее время мощности по экспорту СПГ на семи заводах по сжижению более 90 млн тонн в год, США добавят дополнительно минимум еще 75 млн тонн в год к 2030 году, считает Kpler. И это только с учетом пяти проектов, которые сейчас находятся в стадии строительства.
Кроме того, есть еще восемь проектов на 97 млн тонн, которые были полностью одобрены американскими регуляторами, но окончательных инвестрешений по ним пока не принято.
Катар, в свою очередь, заявил о планах расширить свой проект North Field, что позволит стране увеличить мощности по производству СПГ с 77 млн тонн до 142 млн тонн в год к 2030 году. Таким образом, страна получит шанс вернуть себе желанное звание ведущего экспортера СПГ в мире.
Однако фактический экспорт из каждой страны будет зависеть, например, от таких факторов, как надежность завода, спрос на СПГ и, конечно же, цен. Со временем эти факторы могут существенно измениться в пользу либо США, либо Катара, либо сработать против обеих стран.
При прочих равных условиях Kpler Insight ожидает, что экспорт Катара составит 134 млн тонн в 2029 году, в то время как экспорт США достигнет 158 млн тонн, что оставит Катар явно позади США.