Депутат Бундестага Тино Крупалла в пятницу заявил, что эпоха нефтедоллара подходит к концу. Какие для этого нужны условия, и чем крах нефтедоллара может обернуться для мировой экономики ИнфоТЭК рассказал доцент финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков.
"О грядущем конце нефтедоллара говорят, начиная с 1971 года. Валери Жискар д’Эстен, возглавлявший в начале 1970-х министерство финансов Франции, называл долларовую систему "излишней привилегией США". Благодаря этой системе Штаты получали колоссальные прибыли и возможности влияния.
Но когда нефтедоллару действительно придет конец, зависит от внутриполитической ситуации в США и их военного потенциала. Если внутренняя ситуация окажется неустойчивой, а военный потенциал и силовое влияние упадут (а силовое влияние после отказа от привязки к золоту фактически является единственным обеспечением долларовой системы. Другого фундамента, кроме воли и желания США, под этой системой нет), тогда долларовая система (и нефтедоллар в частности) как система международных взаиморасчетов потерпит крах.
Ранее доллар спасали "военные угрозы" – то в лице арабских государств, то Советского Союза. Теперь страшилкой для мира делают Россию и Китай. Расчет здесь на Европу, чтобы она подчинилась и осталась в рамках долларовой системы.
До какого-то момента глобализация и участие в единой системе более или менее устраивали все страны, включая Россию, Китай и Индию. Все получали прибыли, и хотя эти прибыли разделялись несправедливо, существующее положение устраивало всех, выгоду получали все участники. Теперь выгоду получают только США, все остальные несут убытки.
В последние годы глобальная обстановка, включая экономический ландшафт, кардинально изменилась. Индия и Китай дают больше экономического роста, их доля существенно выросла в сравнении с Европой и США. Более того, Всемирный банк прогнозировал, что если бы не было кризиса 2008 года, и США не применили бы жесткие правила, то к 2040 году КНР и Индия давали бы около 50% мирового роста ВВП, что превышало бы рост, который обеспечивали бы вместе США и Еврозона.
К чему приведет крах долларовой системы будет зависеть от формы. Неконтролируемый распад нанесет сильный удар и по росту экономики, и по уровню жизни. Мир будет отброшен лет на 30, а то и на 50 назад. Европе придется вспомнить про камины и про то, что ночью температура в помещении опускается до 12 градусов и приходится спать в одежде.
Однако если ведущие игроки (США, Россия, Европа, Китай, Индия) смогут заключить некую договоренность, выработать какой-то совместный план действий, риски возможно будет демпфировать и удастся выработать какие-то новые правила роста и развития.
Другой вариант — создание новой расчетной единицы в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Между прочим, Коммунистическая партия Китая уже озвучивала задачу интернационализировать юань. То есть юань должен превратиться в аналог доллара для Азии. Для Китая, конечно, это выгодно — распространить юань, как минимум, на половину мира. Но это не устроит ни Россию, ни Индию. Поэтому следует выработать некую валютную корзину, в которой каждая страна будет иметь свою долю.
Но такой сценарий может привести к расколу, "биполярью", где на одном полюсе будут США и Европа, которая пока не демонстрирует готовность в проведению суверенной политики, оставаясь зависимой от Штатов, а на другом – Россия и страны Азии, а также, возможно, Ближнего Востока (пригласить в такое объединение, например, арабов, было бы разумно). И здесь уже все будет зависеть от модели взаимоконвертации двух валют — доллара потенциальной новой расчетной единицы", — сказал Крутаков.