Российская нефтеперерабатывающая отрасль в 2024 году продемонстрировала, что в условиях санкционного давления и, даже пережив несколько атак беспилотников, может не только надежно функционировать, но и развиваться.
Вице-премьер России Александр Новак говорил, что инциденты на НПЗ в этом году никак не сказались на объемах переработки, в том числе на Московском НПЗ, который подвергался атакам. Глава "Газпром нефти" Александр Дюков (которой принадлежит МНПЗ) отмечал, что компания в этом году не только сохранит объемы переработки, но и увеличит их.
По словам Новака, программа модернизации НПЗ, которая реализуется в России, позволит стране в дальнейшем нарастить производство светлых нефтепродуктов: бензина, дизеля, керосина, что благоприятно отразится на стабильности внутреннего рынка России.
Главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов назвал три главных достижения отрасли в 2024 году. Ими стали признание необходимости перенести планы модернизации на несколько лет вперед, меры противодействия атакам беспилотников и высокая устойчивость отрасли перед такого рода воздействием, а также смелось в применении запрета на экспорт нефтепродуктов. Кроме того, отрасли в этом году удалось решить часть логистических проблем.
Фролов заметил, что в 2024 году к периоду роста сезонного спроса назревал ценовой кризис.
"Он проявился в оптовом сегменте — биржевые котировки на автобензины достигали рекордных значений. Но отрасль и государство учли негативный опыт 2023 года, приняли необходимые меры и, в целом, справились с ценовым кризисом, не допустив, чтобы он летом выплеснулся из оптового сегмента в розничный", – сказал он.
Эксперт подчеркнул, что в результате рост розничных цен на автобензины удалось сохранить в пределах головой инфляции. Если бы меры не принимались, то цены на заправках могли бы быть сейчас выше на 10-15 рублей за литр.
При этом НПЗ такая ситуация с ценам не сильно коснулась, так как у переработки есть система налоговых вычетов и иных мер поддержки, которые позволяют парировать значительную часть финансовых рисков. Ситуация с заправочными сетями несколько иная.
"У нас нет прямой трансляции оптовых цен в розничные. Поэтому биржевые котировки, от которых зависит оптовая цена, больше влияют не на цифры, которые автовладельцы видят на стеллах, а на маржу заправочных сетей. И вот по автобензинам сети уходили в минус, так как оптовые цены значительный период лета были выше розничных", – отметил аналитик.
Он добавил, что некоторые сети парировали эту проблему за счет сопутствующих товаров, а другие – за счет роста цены топлива на несколько рублей выше среднерыночных. Нерегулируемый сегмент для нормализации прибыли использовали уже все — повышали цену премиальных топлив.