Страны большой семерки обсуждают возможность зафиксировать максимальную цену российской нефти в коридоре от $40 до $60 за баррель, сообщил Bloomberg.
Источники агентства пояснили, что этот уровень по сути является предельной себестоимостью российской нефти с учетом стоимости добычи и транспортировки до начала спецоперации на Украине. По их данным, сейчас нефть России в среднем торгуется ниже рынка, в районе $80 за баррель, но выше обозначенного уровня.
Приглашенный профессор Российской экономической школы Александр Маланичев считает, что идея создания картеля потребителей обречена на провал, так как Россия всегда может уйти на другие рынки. Кроме того, у страны еще есть возможность снизить добычу, создать дефицит предложения, спровоцировать рост стоимости нефти и тем самым продать меньше, но дороже.
"Создание картеля или монополии еще более сложнореализуемая идея, чем аналогичный договор производителей. История не знает ничего подобного, во всяком случае устойчивого. Чем больше участников такой договоренности — тем сложнее ее соблюдать. Кроме того, Россия легко сможет сократить объемы добычи нефти и просто поднять цену на мировом рынке. Это будет выгодно и самой России, она сможет продавать меньшие объемы, но по более высокой цене", — заметил эксперт.
При этом, по сообщению Bloomberg, в Белом доме США совещания по вопросу ограничения цены проводятся два раза в неделю. Вашингтон считает, что уровень в $40 для российской нефти слишком низкий. Один из источников агентства отметил, что американцы намерены вводить и вторичные санкции, чтобы не дать России обойти ограничения через взаимодействие с другими странами.
При этом ряд членов большой семерки опасаются, что Россия в ответ может ответить сокращением добычи. Таким образом, эти санкции ударят и по самим странам Запада. Например, глава Евросовета Шарль Мишель заявлял, что прежде чем вводить такую меру, нужно убедится, что она негативно повлияет на Россию, а не на западные страны.
Маланичев отметил, что если страны Запада введут такие ограничения, то это приведет к довольному сильному повышению цены нефти.
"Если у России не будут покупать нефть по высокой стоимости, то страна сократит добычу и будет продавать еще дороже, пусть и меньше. На рынке будет дефицит и покупатели найдутся. Если не Западе, то на Востоке", — пояснил он.
"Очень странно, что развитые страны верят в возможность понижения цены с помощью такого заговора, такой договоренности. Они тем пытаются нарушить законы экономики, законы спроса и предложения. То есть нарушают ту теорию, на основе которой они построили свое благосостояние", — подытожил он.