Танкер-газовоз с партией сжиженного природного газа (СПГ) отправился в середине августа с завода "Газпрома" "Портовая СПГ" (Ленинградская область) по Севморпути в Китай.
Ожидается, что он прибудет в один из портов КНР во второй декаде сентября, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на данные Kpler.
Изначально планировалось использовать СПГ с завода мощностью 1,5 млн т в год для поставки на приемный терминал в Калининграде, бункеровки судов в Балтийском море, а также экспорта на рынки стран региона Балтийского и Северного морей. Однако в текущих условиях, несмотря на высокий спрос на российский СПГ в Европе, "Газпрому" приходится диверсифицировать рынки сбыта и находить новые пути для СПГ.
Первые отгрузки на экспорт в завода "Портовая СПГ" начались в октябре 2022 года. По данным Eikon, все они как в 2022, так и в 2023 году распределяются между всего двумя странами – Турцией и Грецией, причем поставки в Турцию за весь рассматриваемый период были в 2,3 раза выше, чем в Грецию, сообщал ИнфоТЭК директор по исследованиям фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Белогорьев.
Эксперт отмечал, что при перенаправлении поставок из Европы на альтернативные рынки время доставки грузов увеличится в два-три раза, а в зимний период при движении по СМП в восточном направлении, возможно, до четырех-пяти раз. Это означает резкое снижение среднегодовой эффективности использования танкерного флота и необходимость его существенного расширения (даже с учетом создания перегрузочного терминала на Камчатке).
Тем временем спрос на российский СПГ в Китае растет. По данным Главного таможенного управления КНР, за семь месяцев этого года поставки в сравнении с тем же периодом прошлого года выросли на 62,8% до 4,5 млн т. Европа же в настоящий момент сокращает импорт газа, что связано с высокой заполненностью газовых хранилищ и падением спроса на газ. В этих условиях поставка СПГ из Ленобласти в Китай может быть выгодной для "Газпрома".