Германия может вновь обратиться к угольной генерации в случае нехватки природного газа. Речь идет о возможном возвращении в строй электростанций, работающих на угле. Соответствующий план должен 24 мая обнародовать глава германского Минэкономики Роберт Хабек.
Как сообщает агентство Bloomberg, в документе предусматривается возврат к углю не только в случае реального дефицита газа, или угрозы такого дефицита, но и при "необходимости сокращения использования газа для выработки электроэнергии".
"Мы должны завершить поэтапное сокращение использования угля в Германии к 2030 году. При нынешнем кризисе, это более важно, чем когда-либо. Однако на этом пути нам следует усилить меры предосторожности и сохранить угольные электростанции в резерве на более долгое время" — говорится в законопроекте.
Общий резерв энергомощностей Германии составляет около 6 ГВт, однако многие предприятия подпадают под планы о декарбонизации. Согласно новой инициативе, власти Германии смогут без одобрения парламента задействовать угольные электростанции на срок до полугода. Такие полномочия правительству предлагается предоставить до 31 марта 2024 г.
Параллельно Евросоюз обсуждает отказ от природного газа из РФ, а угольное эмбарго в отношение России уже введено (правда, вступит в силу оно только 10 августа). В начале апреля Роберт Хабек говорил, что Германия с 50% импорта угля из России сократила потребление почти в два раза, примерно до 25%.
"По нефти мы с 35% снизились до около 25%, по потреблению газа из России мы с 55% смогли сократить потребление до примерно 40%", — заявлял Хабек. Минэкономики ФРГ тогда же сообщало, что Германия хочет стать независимой от поставок угля из РФ к осени 2022 года, от поставок нефти — к концу года, газа — к лету 2024 года.
На прошлой неделе Еврокомиссия представила новый план по снижению зависимости от российских энергоресурсов, который также предполагает наращивание потребления угля на 5% в ближайшие 5-10 лет. При этом планы ЕС по декарбонизации стали лишь амбициознее: теперь предполагается, что к 2030 году доля возобновляемых источников в энергобалансе Евросоюза должна достичь 45%, а не 40%, как предполагалось ранее.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов говорит, что в текущей ситуации возврат к углю для Германии — мера вполне разумная. Однако по факту это уже произошло, потребление угля начало увеличиваться еще в прошлом году, когда начали резко расти цены на природный газ и его уже тогда пришлось замещать.
"В то же время, Европа вообще и Германия в частности не отказывались от планов по декарбонизации, — рассказывает эксперт. — Так, например, Португалия в прошлом году полностью вывела из работы свои угольные мощности, Германии вывела порядка 3 ГВт мощностей. Но сама мысль о том, что в текущем кризисе не стоит продолжать закрывать угольные электростанции, безусловно, верная".
Другой вопрос, где Германия, в условиях отказа от поставок из России, будет закупать уголь. По словам Фролова, теоретически уголь из РФ может быть частично замещен поставками из Колумбии и Южной Африки. Но ключевое слово здесь — "частично".
"Ни Колумбия, и Южная Африка, ни они вместе, не способны полностью заместить российские поставки в ЕС (по данным Минэнерго РФ, экспорт угля в Европу в 2021 году составлял 50,4 млн тонн. Россия обеспечивает около 65% европейского угольного импорта – ред.), — говорит Фролов. — А если ЕС еще решит отказаться и от российского газа, угля потребуется значительно больше. Причем следует отметить, что если в энергетике уголь может заменить газ, то в газохимии – нет. Не говоря уже о том, как подскочат цены на уголь на мировом рынке при таком росте спроса".
Единственный вариант для Европы и Германии в частности, по словам Фролова, — жесткая экономия энергии. Но это будет означать снижение уровня жизни и потенциала экономического развития.