ФАС определила нормативы продаж газа на бирже
Фото: А.Гордеев

ФАС определила нормативы продаж газа на бирже

Федеральная антимонопольная служба РФ разработала нормативы продаж газа на бирже для «Газпрома» и независимых производителей, говорится в сообщении службы.

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции к 2026 году не менее 10% природного газа от общего объема его поставок на внутренний рынок должно реализовываться на бирже.

В частности, ведомство предлагает установить минимальные объемы биржевых продаж природного газа для «Газпрома» не менее 10% от объема поставок на внутренний рынок, для независимых производителей, которые занимают доминирующее положение на рынке – не менее 3%. В дальнейшем – не менее 10% для обеих категорий поставщиков энергоресурса.

«Потребители природного газа, приобретая его на бирже, получают ряд преимуществ, главное из которых – возможность долгосрочно планировать закупки с использованием прозрачного механизма формирования цен. Принятие приказа позволит использовать биржевые котировки в качестве индикаторов рыночных цен на газ, а также будет способствовать недопущению случаев установления монопольно высокой цены товара», – отмечается в сообщении.

Служба предлагает утвердить приказ о минимальной величине продажи газа на бирже по аналогии с приказом на рынке нефтепродуктов, где установлены определенные нормативы продаж бензина и дизтоплива.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев считает, что эта мера является правильной, однако норматив реализации природного газа должен быть увеличен, как минимум, в 2,5 раза.

«Как показывает практика реализации нефтепродуктов, эти нормативы – в 5%, 7%, 10% – не дают возможности сформировать в полной мере справедливую цену на рынке. ФАС за 14 лет торговли нефтепродуктами по нормативам прекрасно должна знать, что этих объемов недостаточно, – сказал Гусев ИнфоТЭК. – Считаю, что для стабильного обеспечения рынка и формирования справедливой цены необходимо вывести на биржу не менее 25% природного газа, который поставляют на внутренний рынок все компании-производители. Полумеры в случае дефицита не работают, цены на продукцию улетают вверх, давая возможности продавцам поднимать тарифы для населения. Поэтому считаю меру правильной, но объем обязательств должен быть увеличен, как минимум в 2,5 раза».