Европейский союз согласовал ограничения на импорт российской нефти. Как написал в своем Twitter глава Евросовета Шарль Мишель, речь идет об отказе от двух третей поставок. Эта мера, как ожидает ЕС, позволит оказать финансовое давление на Россию.
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель уверен, что теперь России придется искать новых покупателей и продавать нефть дешевле.
"Конечно, мы не можем помешать России продавать нефть кому-либо еще. Мы не настолько сильны, но мы самый важный клиент России, — подчеркнул Боррель. — Им придется искать других клиентов и, конечно, им придется снизить цену. Цель санкций состоит в том, чтобы россияне получали меньше финансовых ресурсов".
Пока запрет не касается поставок нефти по трубопроводам, однако Урсула фон дер Ляйен, возглавляющая Еврокомиссию, уже заявила, что к концу года сокращение нефтяного импорта достигнет 90%. Неделю назад фон дер Ляйен говорила, что Евросоюз не может ввести полный и немедленный запрет на российскую нефть, так как РФ может перенаправить нефтяные потоки с Европы на другие рынки и, в связи с ростом цен, получит большую прибыль.
Впрочем, несмотря на принятое решение, очевидно, что единства в вопросе о нефтяном эмбарго в Европе так и не появилось. Министр по делам экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек в понедельник вечером заявил в эфире телеканала CNN, что нефтяные санкции США в отношении России не дают ожидаемого эффекта. Хабек напомнил, что после того, как от российской нефти отказались США, цена барреля на глобальном рынке выросла и Россия стала получать больше доходов, продавая меньше ресурсов. И если эта проблема не будет решена, по словам Хабека, "правая рука будет уничтожать то, что создает левая", и наоборот.
Россия уже отреагировала на частичное эмбарго. Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил, что Россия найдет других покупателей на свою нефть, а вот столь быстрая смена мышления европейцев указывает, что ЕС сейчас "находится не в лучшей форме".
"Следует отметить, что Европа оставила гарантированные трубопроводные поставки и вряд ли от них откажется в дальнейшем, — указал ИнфоТЭК доцент Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков. — Трубы напрямую связаны с европейскими нефтеперерабатывающими мощностями. Прежде всего речь идет о Восточной Европе — так строился промышленный комплекс социалистического лагеря. Так что нельзя сказать, что Европа понесет какие-то серьезные потери".
Россия, в свою очередь, перенаправит объемы, от которых отказалась Европа, в Азию, хотя продавать нефть на рынках АТР придется с дисконтом. По словам Крутакова, в этом и есть суть санкций ЕС — не собственно отказ от российской нефти, а попытка переформатирования рынков и нефтяных потоков, плюс удар по бюджету РФ за счет дисконта.
"Просто убрать эти объемы (российский морской экспорт нефти в Европу – ред.) с мирового нефтяного рынка невозможно — судя по ценам и по тому, что стратегический нефтяной резерв США постоянно сокращается, глобальный дефицит сырья наличествует уже сейчас, — поясняет эксперт. — При этом далеко не факт, что даже сама Европа полностью откажется от российской нефти, поставляемой танкерами. Поставки могут продолжиться по серым схемам (таких, например, как смешивание российской нефти с сырьем от других поставщиков, после чего нефть формально уже не считается российской)".
Другой главной задачей санкций, по словам эксперта, является нивелирование рынка долгосрочных контрактов, перевод его в спот. Причем эта задача даже не Евросоюза, а США, которые руками ЕС пытаются наполнить "долларовый пузырь".
"Рост цен на энергоносители приводит к росту финансовых рынков, что дает доллару новую опору, — говорит Крутаков. — В итоге все сводится к сохранению долларовой модели мировой экономики".
Главный директор энергетического направления Института энергетики и финансов Алексей Громов в свою очередь отметил, что потери России от новых санкций нефти будут не столь существенными, как это могло бы быть в начале года. Дело в том, что в последние месяцы РФ и без того перенаправляла нефтяные потоки с европейского направления на азиатское.
"Если до начала спецоперации Россия поставляла в Европу около 2 млн баррелей нефти (с учетом трубопроводных поставок) в сутки, то на сегодняшний день, на фоне добровольных отказов европейских компаний от закупки российского сырья, эти объемы сократились примерно на две трети, — рассказал Громов ИнфоТЭК. — Однако я уверен, что под запрет попадут поставки не только нефти, но и нефтепродуктов, хотя официально об этом пока не заявляли".
Здесь ситуация выглядит сложнее, так как перенаправить нефтепродукты (в первую очередь дизельное топливо) России с европейского рынка некуда, серьезных альтернатив Европе, по словам Громова, в этом плане нет.
"Тот факт, что в РФ последние два месяца устойчиво падает нефтепереработка и экспортные поставки нефтепродуктов (в первую очередь, опять-таки, "дизеля"), говорит именно об этом, — указывает эксперт. — И введение запрета на продукцию нефтепереработки, безусловно, станет самым неприятным для России, которой придется провести оптимизацию загрузки НПЗ, что не может не отразиться на уровне добычи".
Сама же Европа, по оценке эксперта, сможет закупать "дизель" у США, постепенно переориентируясь на американские поставки. Кроме того, ЕС может нарастить собственное производство топлива.
Оценить финансовые потери России от новых санкций, по словам Громова, пока сложно, так как, с одной стороны, цены на нефть с конца февраля существенно выросли, и это компенсировало снижение объемов продаж российской нефти и нефтепродуктов.
Единственное, что можно сказать с уверенностью: масштабирование эмбарго и на нефтепродукты приведет к сокращению экспортной выручки российского нефтяного сектора.
Кстати, на фоне новостей о санкциях цена июльского фьючерса на Brent выросла на 1,26%, впервые с 24 марта превысив $123 за баррель. Впрочем, по словам Громова, учитывая, что рынок адаптировался, и что США постоянно выводят на мировой рынок объемы из своих стратегических резервов (в мае был достигнут целевой показатель в 1 млн баррелей в сутки), влияние санкций на котировки вряд ли окажется существенным.
"Цены, безусловно, будут расти, но это будет плавный рост, — прогнозирует эксперт. — Вероятнее всего, котировки будут держаться в диапазоне $120-130 за баррель".